Есть школа — живо село

Директор Кировской школы Н.В. Гельм

Директор Кировской школы Н.В. Гельм

Издавна школа в селе считалась непременным свидетельством его значимости и перспективности. Есть школа — есть село. Нет школы — тёмная деревня.

Безусловно, и по сей день образовательное учреждение — важнейшая часть сельского бытия. Неслучайно те населённые пункты, где закрылась школа, воспринимаются как переступившие последнюю грань на пути к исчезновению. Аксиома: нет школы — нет села, остаётся в силе и по сей день. Как же сегодня живётся сельской школе?

В селах Кировского муниципального образования на сегодня самая крупная школа — Кировская. Кроме ребят из самого Кирова, здесь учатся ещё и дети из Чкаловки и Степного, а также старшеклассники из Водопьяновки. По словам директора Надежды Гельм, всего в Кировской школе занимаются около ста семидесяти учащихся. В былые времена доходило и до триста. Теперь, констатирует Надежда Васильевна, идёт хоть и медленное, но — увы! — сокращение. По этой-то причине и закрылась года два назад Чкаловская школа — в иных классах занимались всего по два-три ученика.

Каждое утро школьники из других сёл едут на автобусе на занятия. Конечно, то, что при таком порядке дети растут не в отрыве от родителей, бесспорный плюс. А вот с некоторых других позиций — и не совсем. В день, когда мы приехали в село, школьников на занятия не привезли. Прошёл снегопад, дорогу прочистили только в десятом часу, поэтому Госавтоинспекция перевозку учеников запретила.

Правильно — рисковать детьми нельзя. Но срывы с доставкой школьников и до этого случались уже не раз, и в дальнейшем они имели место быть. В частности, 16 и 17 января. А каждый срыв — это необходимость аврально навёрстывать упущенное. На пользу ли это учебному процессу, на пользу ли это качеству знаний?

Кроме того, не стоит забывать, что дорога — это всегда зона повышенного риска. Особенно зимой. Так, может быть, стоит подумать об организации дистанционного обучения через Интернет? В минувшем году о такой возможности упоминал спикер облдумы Валерий Радаев. В самом деле, если просуммировать, скажем, пятилетние затраты на перевозки детей — горючее, амортизация техники, зарплата водителя и т. д, и т. п., включая всевозможные издержки и риски, то интерактивная учёба выглядит гораздо предпочтительнее… Кстати, пензяки подобную систему уже сейчас начинают внедрять в масштабах всей области.

Но, несмотря на всевозможные сложности и трудности, учебный год идёт своим чередом. Дети ходят на занятия, наращивают багаж знаний, участвуют в различных конкурсах и, надо сказать, небезуспешно. Учащийся Кировской школы Руслан Хусаинов в минувшем году успешно защитил исследовательскую работу по математике на областной конференции „Инициатива молодых“, за что был награждён Президентской премией. Победил он и на районной олимпиаде по немецкому языку. Ещё один из кировских школьников, Виктор Цветков, на той же олимпиаде занял первое место по информатике.

Вообще, надо сказать, выпускников Кировской школы среди студентов Саратовских вузов не так уж и мало. Только из прошлогоднего выпуска шесть человек поступили в университеты — социально-экономический, СГУ, агроуниверситет, политех и педагогический. Четверо пошли в Марксовский сельхозтехникум. Одна из выпускниц 2009 года закончила школу с серебряной медалью и стала студенткой СГТУ.

Неплохо для сельской школы смотрятся спортивные успехи её питомцев. На недавнем районном Первенстве по волейболу юные кировчанки заняли призовое второе место. Парни, правда, только четвёртое.

Безусловно, далеко не последнюю роль во всех этих успехах сыграл педколлектив школы. По словам Надежды Васильевны, люди в Кировской школе работают квалифицированные, хорошо знающие своё дело. Кадровой текучки нет. В числе лучших собеседница „Воложки“ отметила Венеру Таутинову, классного руководителя уже упомянутого Руслана Хусаинова, которая в минувшем году стала победителем районного конкурса „Учитель года“. Победные кубки, добытые школьными спортсменами на Спартакиадах, в том числе и областных, за участие в „Зарнице“, других спортивных состязаниях, во многом заслуга преподавателя физкультуры Виктора Фёдорова. Помимо волейбола и баскетбола, в Кировской школе зимой занимаются и лыжами. Правда, лыж, увы, маловато — приходится без конца латать то, что было куплено уже довольно-таки давно. А свои лыжи есть не у всех учеников — многим родителям они не по карману…
Калининская школа на недостаток учащихся не жалуется — здесь обучаются больше сотни человек. Причём, все свои, местные. Правда, в нынешнем году нет ни десятого, ни одиннадцатого классов — в прошлом и позапрошлом годах не оказалось желающих учиться дальше. Но на этот год, сообщила преподаватель Алевтина Горохова, десятый запланирован — часть девятиклассников изъявила намерение продолжить обучение в школе. По словам Алевтины Алексеевны, в Калининской школе педагоги работают хорошие, и дети получают должный уровень знаний.
Здесь тоже немало своих талантов — и спортивных, и всяких иных. Скажем, школьный хор на недавнем районном смотре-конкурсе „Школьная пора“ занял призовое место. Здешние выпускники также поступают в областные вузы. Из прошлогоднего выпуска двое стали студентами академии права, один — „эконома“. В былые, „доЕГЭшные“ времена и здесь случались медалисты. Сегодня с этим сложнее. По мнению и кировских, и калиниских педагогов, в части точных наук нынешний ЕГЭ, в общем-то, имеет даже плюсы. Но никак не для гуманитарных предметов.

Алевтина Горохова рассказала, что первую часть ЕГЭ осиливают, практически, все учащиеся. А вот вторую, где планка уровня знаний завышена чрезвычайно, да ещё при сокращении учебных часов до мизера, дети из сёл, зачастую, не в состоянии усвоить нужный материал. А жаль.

„Укороченное“ — назовём его так — образование может лишить нас новых Ломоносовых, Пеле, Шаляпиных, да и Биллов Гейтсов, которые, так и не раскрыв своего таланта, могут просто раствориться в безвестности, не дав миру того, что в них было изначально заложено. Поэтому снова хотелось бы вернуться к теме дистанционного обучения. Именно оно могло бы восполнить пробелы в знаниях сельских школьников и помочь выровнять их конкурентные возможности при поступлении в вузы.

Халтура — как предпосылка к „ледниковому периоду“

Говоря о качестве образования, получаемом детьми, наверное, излишне рассуждать о значимости бытовых условий.
А о том, что в Калининской школе вовсе не тропики — слышать уже доводилось. Корреспонденты „Воложки“ побывали в этом селе декабрьским, хотя и зимним, но не самым холодным днём. Однако, войдя в вестибюль школы, убедились прямо с порога: атмосфера здесь, так сказать, бодрящая. Если при минус пяти на улице — в школе всего плюс восемь, то что там будет в двадцатипятиградусный мороз?

Какой же коммунальный катаклизм произошёл в означенном учебном учреждении? Да всего-навсего… ремонт. По словам преподавателей Алевтины Гороховой и Тамары Мыцко, года три назад в школе почти везде было достаточно тепло, независимо от погодно-климатических условий за окном, и лишь в некоторых её частях ощущалась-таки прохлада. Поэтому и был произведён ремонт системы отопления силами некой бригады из района. Какой именно — собеседницы „Воложки“ уточнить затруднились. Однако год спустя после этого и начались заморочки с обогревом школьного здания.

Разумеется, по данному поводу школа обращалась в различные районные инстанции. Безответными эти сигналы „SOS“ не остались — в Калининском побывали несколько комиссий. Но на данный момент сказать точно, в чём же, собственно, дело — пока никто так и не смог. Процесс завис, как не перезагруженный компьютер. Вот теперь калининцы и ломают голову, не зная, где бы найти таких асов, которые с первого (ну, или хотя бы второго) взгляда могли бы установить суть неполадок и найти решение этой проблемы. Что интересно, в местном детсаде достаточно тепло. Может только потому, что там — слава богу! — неведомые тяп-ляп-мастера не проводили своего ремонта?

Кстати, не только Калиниская школа переживает „ледниковый период“. Похожая ситуация до нового года имела место и в Кировском детсаде — ему тоже не везло с отоплением. К счастью, в первой половине этого месяца ремонт, всё же, был выполнен, и теперь, по свидетельству районного отдела образования, дети уже не мёрзнут.

В Кировской школе, хоть она и не из хронических морозильников, тоже бывает по-всякому. По словам Надежды Гельм, если на улице не очень морозно, да ещё без ветра — в её стенах вполне комфортно. А вот за день до нашей поездки по сёлам, когда в степи гулял пронизывающий ветерок, холодно было и здесь. А уж в Калининской тем днём и вовсе не знали, как бы согреться…

И, напоследок, один нюанс. В ходе декабрьских выборов в Госдуму Калининский избирательный участок базировался в здании школы. И родители объявили, что если в школу тепла не дадут, то они голосовать не пойдут. Что бы вы думали? 4 декабря в школе было плюс восемнадцать, хоть морозец в тот день прижал не слабый. А прошли выборы… Совершенно верно! Тут же всё вернулось к прежним „среднезамерзательным“ показателям. Как поделились своими наблюдениями педагоги, идя на работу, им случалось видеть, как и истопники именно в этот момент направляются на своё рабочее место.

Вот теперь и гложут смутные сомнения — а нужен ли специалист по теплотехнике для выяснения причин холода в Калиниской школе? А то, может быть, в гораздо большей степени там нужен специалист по прокурорскому надзору? Наверное, именно этой структуре стоило бы заинтересоваться вышеописанными теплотехническими аномалиями…

Комментарий районного комитета образования

По словам руководителя комитета Галины Воеводиной, на сегодня в районе действуют двенадцать школьных автобусных маршрутов. Дистанционное обучение у нас уже внедряется, но пока очень ограниченно. И причин тому несколько. Прежде всего, дорого стоит коммуникационное оборудование. Кроме того, в сёлах нет скоростного Интернета. Требуемого провайдера не могут найти уже два года.

Поэтому дистанционное обучение практикуется лишь в третьей и шестой школах города, а также в Подлесном. Оборудование для них было получено в рамках проекта модернизации образования. Благодаря этому интерактивные уроки дают детям, которые по болезни или инвалидности не могут посещать занятия. На нынешний год запланировано оборудовать системой дистанционного образования ещё шесть школ, но все они, скорее всего, будут из города и близлежащих сёл — в степи нет скоростного Интернета.

Кроме того, есть и некоторые другие сложности для организации целых классов дистанционного обучения в отдалённых сёлах. Скажем, если дома всяк пользуется Интернетом так, как считает возможным и нужным, то школьный класс даже на два-три человека — это уже нечто особое, нуждающееся в уйме согласований и разрешений (пожарных, Роспотребнадзора и т. п.). Хотя, если разобраться, упомянутый вопрос вовсе не из неразрешимых.

Говоря об использовании школьных спортзалов для занятий сельского населения (нешкольной молодёжи и взрослых), Галина Викторовна сообщила, что это возможно при выполнении ряда условий. Прежде всего, желающим заниматься нужно пройти соответствующую медкомиссию, заключить договор с руководством школы и отдела образования — таков порядок. Ну и по возможности оказывать школе какую-то посильную помощь. В принципе, отдел образования только за развитие спорта на селе и всего того нового, что входит в нашу жизнь.

От автора. Ну, насчёт помощи школе — организации не самой богатой, думается, пошёл бы навстречу всякий. А вот что касается медкомиссии — наверняка, в районной поликлинике, да ещё заключения договоров и т. д., то отчего-то заранее пропадает охота идти в спортзал. Проще зайти в соседний магазин, взять её, окаянную, и — все дела…

Когда верстался номер

Как сообщила директор Калининской школы Ольга Айсина, за последнее время в здании стало заметно теплее. Температура достигает плюс 17−18 градусов. По мнению Ольги Владимировны, скорее всего, причина недавних „арктических“ условий крылась, всё же, в подаче тепла из котельной. В ближайшее время этим вопросом займутся ремонтники. Ну что ж, мы будем следить за развитием ситуации.

Но если одни „полюса холода“ потихоньку исчезают со школьной карты района, то другие, наоборот, появляются. В Берёзовской школе температура не превышает плюс четырнадцати. Кстати, и с водой кое-где проблем тоже хватает. Согласно информации, озвученной на ПДС районного актива, её нет в школах Яблони и Орловского.

И ещё раз о доставке школьников. Как сообщила и.о. главы администрации Кировского муниципального образования Светлана Райкун, с 19-го января и по сей день детей из других сёл в Кировскую школу не возят уже по другой причине — нет бензина. Тут комментарии, думается, излишни.

Сергей Кравцов, опубликовано Воложка-инфо

 Обсуждение статьи (14)

  1. Ну, почему у нас, как здание, относящееся к общеобразовательным, так стоит сейчас последним в списке (если стоит вообще) на ремонт, обогрев… Где пресловутое — „Все лучшее детям!“? Как мы сейчас к ним относимся, такую заботу получим в будущем. Очень актуальная статья о невозможности получить полноценное образование одаренным деткам, тем, кто может и хочет учиться.

    1. Я с вами полностью согласен. Если не будет школ, не будет и детей. Умрут школы — погибнут села. Но ведь свято место — пусто не бывает. Значит не русские люди будут жить в наших селах, а приедут китайцы или корейцы обживать русские земли. Поэтому образование деньгами не меряется. Всегда нужно заглядывать на перспективу.

    2. полностью согласен с вами. внимания к этой проблеме однозначно не хватает. Сколько денег выбрасывается на ветер (на разные там чемпионаты мира и космические спутники), а на первостепенные вещи уже не хватает. Да даже не денег — просто внимания! Я не против самого затратного Евровидения, Чемпионатов Мира и спутников в космосе. Просто я за то, чтобы правильно расставлять приоритеты.

  2. Поучительная информация для школьников районных центров, которые вечно сетуют, что каждое утро надо рано вставать в школу, что их часто вызывают на уроках. В сельских школах, где в классах не более десяти человек, учеников вызывают каждый жень и на каждом уроке. А что придется делать делать школьникам из того же Чкаловки и Степного, когда школу закроют?

    1. Все знают какое образование дается в сельских школах. Писать, читать, считать научили и на этом все. Это большой минус нашей страны. Потому что правительство мало волнует какое образование получать дети, и как ним дальше жить, я не думаю что каждого устраивает жить в селе.

      1. Вы не правы. Все зависит от людей — от учителей, от родителей и от самих детей. В городских школах тоже хватает абсолютно бездарных учителей, которые ничему не могут толком научить. В городе с этим проще только в одном плане — что-то не понравилось, всегда можно перевести в другую школу. А в сельской местности особенно не разгонишься, ибо выбор отсутствует как таковой.

  3. Когда правительство закрывает школу там, где она нужна, даже если и по 2−3 ученика в классе, оно же первое нарушает конституцию, право каждого гражданина государства на образование. В бюджете всегда достаточно средств, чтобы обеспечить самое необходимое, но есть недобросовестные люди, которые присваивают их себе весьма хитрым образом.
    Обратитесь к юристам, адвокатам, проконсультируйтесь и действуйте в рамках закона. Имеете право! Не позвольте „жадным эгоистам“ украсть у своих детей грамотность и будущее ! Боритесь за образование и не сдавайтесь ! Бог на вашей стороне! А те, которые лишают ваших детей права на образование, пусть знают, что-то, что они сеют в жизнь других людей, однажды вырастит и в их жизнях: и их детей кто-то может лишить права…. Ведь мы все ходим перед Богом, от которого ничего не спрятать! За все свои поступки и дела надо будет ответить перед Ним!

  4. Я рад, что теме „Школа“ уделяется большое внимание. Дети должны учиться, им нужно помогать и заботься о них. Тогда они останутся на селе. Кто желает учиться, тот непременно будет заниматься в любых условиях. В сельских школах нужен настоящий скоростной интернет, тогда детвора не будет оторвана от мира. Если появится настоящий интернет, то молодежь будет меньше уезжать. Даже может приедет к нам кто-нибудь серьезный жить навсегда.

    1. Уважаемый Геннадий! Я считаю, что обилие интернета в жизни детей ни к чему хорошему не приведет. Современная школа слишком сильно ориентирует подрастающее поколение на получение информации таким образом. Дети уже разучились книжки читать, в библиотеку ходить! Разве это повышает их культурный уровень?

  5. Как вы представляете школу, в которой 2−3 ученика в классе? Педагогов будет больше, чем учеников или один учитель будет преподавать все предметы?
    По-моему, организация дистанционного обучения — хорошая идея, несколько лет назад о таком и не задумывались.

    1. Такое обучение сведется к тому, что вообще никакого не будет. Сейчас дети не то, что раньше. Они и в школе-то под ежеминутным надзором учителей учиться не хотят, а Вы так серьезно рассуждаете о дистанционном обучении. Как можно быть такой наивной? И без того дети, извините, один тупее другого, давайте вообще их перестанем учить. Просто великолепно будет.

  6. К сожалению, школа в которой очень мало детей, просто не выгодна, ведь финансировать школу в которой больше учителей чем детей нет смысла. Мне кажется, что дистанционное образование это реальный выход из положения, думаю, те дети, что хотели учиться будут учиться и так, а кто не хотел, тот и так не будет.

  7. Если нет школы, то как рожать детей, где потом их учить. Далеко от дома их возить никто не хочет. Если не будет школы, то в деревне останутся одни старики, а это означает конец жизни в ней. При всем этом школа это еще дополнительные рабочие места в деревне. А это может означать, что люди могут сюда приезжать и жить.

    1. Ну, допустим, деревни пустеют не только из-за отсутствия школ, на это влияет очень много факторов. А что до того, что приходится возить детей в школу. Так, извините, в городе с этим обстоят дела не лучше. Ведь возят же люди своих детей из пригорода или, скажем, из другого района города, когда хотят, чтобы дети учились в той школе, что получше. И ничего. Все считают это нормальным.

Добавить комментарий

прислать копию ответа.