Главными опасностями многие считают — экологические, экономические, социальные, и не замечают, что современная жизнь стоит на глубоком разладе с человеческой природой, а это губительно действует как на самого человека, так и на отношения людей. Солидная доля душевных сил уходит на защитные переживания, на повышенную заботу о себе, а на другое их остается гораздо меньше. Современный человек делается все более центричным, замкнутым на себе.
Тревогу вызывает положение ученика-одиночки в школе и ребенка в семье. В обществе закрепляется мнение о том, что, будучи хорошим учеником, совсем не надо быть хорошим человеком. Чтобы его развеять, коллектив МОУ-СОШ села Павловка направляет свою деятельность на духовное и интеллектуальное развитие личности учащихся; на формирование качеств мышления, необходимых для продуктивной жизни в обществе, для умения ориентироваться в современном мире; на овладение конкретными знаниями, необходимыми в практической деятельности и для продолжения образования; на приобретение таких качеств, которые востребованы в современной социальной жизни и деятельности, а именно: инициативность, творчество, креативность, коммуникативность, личная ответственность, адаптивность в социуме, гибкость мышления, умение делать выбор, искать информацию и активно работать с нею.
Корни образовательного учреждения этого села уходят далеко в прошлое. Паульская земская школа здесь была открыта в 1893 году. Первым ее директором и учителем, директором школы-интерната „Васмут“ был Артур Иванович Шмидт — не заурядный человек, увлекающийся философией; он писал стихи, искусно владел игрой на многих музыкальных инструментах. Из переписки с его сестрой, проживающей в Калужской области (2004 г.), узнали что Артур Иванович дожил до 100 лет. В его семье было 11 детей, шестеро из них пошли по стопам отца — стали педагогами.
Ребята из кружков „Виктория“ (руководитель В.П. Частухина) и „Независимое расследование“ (руководитель Т.А. Жунусова) собрали интересный материал обо всех директорах Павловской школы. После Великой Отечественной войны семилетнюю школу возглавил фронтовик Павел Владимирович Андреев. Затем директорами были: Варвара Дмитриевна Силище, Валентина Васильевна Байзульдинова (1981−1987), Василий Данилович Гулевский (1988 — 2000), Людмила Григорьевна Киреева (2000 — по настоящее время). Сегодня в школьном музее оформлен стенд „Мудрости кладезь золотой“.
Сегодняшнее здание школы было построено в 1984 году. На данный момент в ней обучаются 204 учащихся. Кадрами школа укомплектована полностью. Работают 27 педагогов, из которых 26 с высшим образованием, 52% учителей имеют высшую категорию. В течение последних 4-х лет МОУ-СОШ села Павловка работает над проблемой „овладение инновационными технологиями в образовательном и воспитательном процессе при переходе школы к профильному обучению“. В инновационной деятельности задействовано более 80% педагогического коллектива и 73% учащихся. Новые технологии и наработки активно внедряются в образовательный процесс, тиражируются как внутри школы, так и в сети экспериментальных площадок. Интересны такие наработки, как: социально-психологический тренинг „Развитие и совершенствование толерантных отношений в многонациональном школьном коллективе“ (Т.А. Жунусова); внутришкольный эксперимент „Личностноориентированный модельный класс“ (И.Т. Никитина, Н.Н. Васильева); участие в областной экспериментальной работе по экологическим дневникам в 5−6 классах (Е.В. Пушкина); „Моя родословная“ — интегрированный проект (Н.И. Айманова, С.В. Матвиенко); коммуникативный проект по русскому языку „Воспитание креативной личности“ (Л.П. Батурина); „Методика открытого воспитания“ (Л.П. Батурина); „Идея диалогического подхода на уроках литературы“ (Л.Г. Киреева); „Система решения задач по кинематике в 10 (профильном) классе“ (И.Ю. Пенькова). Ежегодно проводится более 80 внутришкольных и классных мероприятий, 81−1 открытых уроков на районных семинарах, методических мостах.
За последние пять лет школа подготовила 7 медалистов, 22 отличника. Больше половины выпускников Павловской школы ежегодно поступают в высшие учебные заведения. Так, из 23 выпускников 2005 — 2006 учебного года поступили в вузы 17 человек: 11 — на бюджетной основе и 6 — на коммерческой; из 15 выпускников 2006 — 2007 учебного года поступили в вузы 8 человек: 5 на бюджетной основе и 3 — на коммерческой.
Второй год педколлектив работает над реализацией внутришкольного проекта по созданию личностно-ориентированных модельных классов. Классными руководителями И.Т. Никитиной, Н.Н. Васильевой для минимизации негативных последствий адаптации при переходе учащихся из 4-го В 5 класс создана экспериментальная площадка, которая базируется на тесном взаимодействии трех основных составляющих, влияющих на психофизическое состояние ребенка: учителя-предметники, родители и классный руководитель. В классах обязательны стенды „Хочу все знать“, для которых учителя-предметники составляют „Цепочку достижений“ на каждый месяц. В дидактическом материале представлены вариативные карточки, тесты и срезы. Четыре раза в год для родителей проводятся конференции „Личностноориентированный урок“, открытые занятия. На каждого учащегося заведена индивидуальная папка, в которой отражаются: изменения личностных особенностей ребенка за период адаптации (по карте Скотта); „Карта достижений“ ребенка по каждому предмету (ежемесячные сведения); сведения об общем и творческом развитии личности; о беседах с ребенком и его родителями. Общая картина успеваемости отражается в „Карте достижений“, которая вывешивается в классном кабинете. В конце третьей четверти проводится анализ всей работы по адаптации класса в целом, по отдельным предметам, по каждому ученику.
Учителя понимают, что любовь ребенка к школе, его желание учиться зависят от того, будет ли он комфортно чувствовать себя в ее стенах, принимать активное участие в общественной жизни; будет ли он защищенным, найдет ли себе дело по душе. И если ученик с нежеланием открывает школьную дверь, считает дни до каникул, значит, кто-то здесь недоработал. Ведь часто все самое хорошее, интересное запрятано внутри ребенка. И каким бы он ни был в учебе отличником или троечником — он яркая, индивидуальная личность. Новое время рождает новые формы воспитательной работы, меняет их содержание. Деловые игры, защита проектов, коллективные творческие дела, познавательноразвивающие формы работы, семинары-дискуссии, проекты, тренинги по социально-психологическому общению. Это лишь часть того, что эффективно используется в Павловской средней школе, где воспитательная работа строится на гуманистическом подходе к личности ученика, признании его индивидуальности. Основной ее целью является воспитание всесторонне развитого, активного, культурного гражданина.
Особое внимание педколлектив уделяет проектной деятельности как в образовательной среде, так и в воспитательной. Это помогает учащимся саморазвиваться и самореализовываться. В 7 классе с целью совершенствования речевых навыков детям предложили самим выбрать тему проекта. Каждому дали по 4−5 различных газет, чтобы они смогли определиться с проблемой, особенно их волнующей. Темы были выбраны достаточно серьезные и актуальные. Например, „Самые яркие политики“; „Шоу-бизнес. Каков он?“; „Лучшие люди села“; „Школа — наш дом“; „Блокадный Ленинград“ и другие. Семиклассники самостоятельно подыскивали материал, анализировали телевизионные передачи, беседовали с родителями, учителями.
В школе объявлены спортивные проекты „Самый спортивный класс“ и „Самый лучший спортсмен“, для которых основными требованиями стали: 100% посещение учащимися уроков физкультуры, спортивных секций, выпуск стенгазет, высокие достижения в спортивных соревнованиях. Победители этих проектов награждаются грамотами и сладкими призами на празднике „Последний звонок“.
В течение двух лет вели проектную работу „Милиция, которая нам нужна“ выпускники 2007 года. Учащиеся встречались с сотрудниками милиции, брали у них интервью, проводили социологический опрос. В школе много разных проектов, из которых самыми интересными, по мнению учащихся и педагогов, считаются: „Фабрика звезд“, „Я в мире… Мир во мне…“, „дружба“, „Наши истоки“, „Партфолио, или дневник достижений“, „Пишем учебник“ и другие.
Традиционными творческими отчетами учащихся стало проведение благотвори тельных концертов для родителей, шефов, жителей села, вечера встречи выпускников.
Интересно прошел конкурс „Две звезды“, где учителя совместно с выпускниками школы спели любимые песни. Много смеха вызвала шуточная интеллектуальная игра для медалистов „Самый умный“. Для ветеранов педагогического труда была подготовлена передача „От всей души“. Творческая перекличка поколений закончилась совместной постановкой шуточной сказки.
Предметом особого внимания в системе воспитательной работы является развитие школьного самоуправления. На протяжении нескольких лет в школе работает детская общественная организация „Атлантида“. Третий год в 11-х классах, прошедших предпрофильную подготовку и обучающихся по двум профилям, ведется работа по созданию портфолио, куда включаются: сертификаты участников международных игр по русскому языку „Медвежонок“ и математике „Кенгуру“, участников областного конкурса школьных команд по созданию электронных образовательных ресурсов; дипломы за участие в областной научно-практической конференции „Экологическая культура — условие успешного развития общества“. У нескольких учащихся в портфолио есть свидетельства об окончании Приволжской школы искусств, благодарственные письма, грамоты за спортивные достижения в школе, районе и области, за участие в КВН, в фестивалях и концертах, организованных руководством национально-культурной автономией российских немцев Поволжья.
В портфолио отражается посещение учащимися элективных курсов по выбору. В 9−11 классах проведены следующие курсы: „Формула будущей профессии“, „Основы журналистики“, „Компьютерная анимация“, „домашняя химическая лаборатория“, „Жизни маленький оркестр“, „Современный менеджмент“ и другие. Чтобы работа над папкой достижений была еще более интересной, эффективной и полезной, учащиеся характеризовали друг друга, „раздавая призы“ за качества каждому однокласснику. Биографию писали с творческим подходом, с определением целей и задач на будущее. В плане проекта — обучение созданию рефератов, проектов; исследований, самопрезентаций, резюме.
Все названное помогает будущим выпускникам оценить свою личную успешность, стимулирует к развитию, совершенствованию и достижениям, а также помогает в профессиональном самоопределении.
В 2007 году МОУ-СОШ села Павловка стала „Школой года“, участвуя во Всероссийском конкурсе, ее директор Л.Г. Киреева удостоена звания „директор года“. Педагогический коллектив школы выражает огромную благодарность ЗАО „ПЗ Трудовой“, в лице Сергея Захаровича Байзульдинова, за помощь и поддержку, которая оказывается школе на протяжении многих лет. В 2007 году на выделенные хозяйством 50 000 рублей закупили линолеум для 6 кабинетов, отремонтировали 3 кабинета. Школа и хозяйство всегда поддерживают друг друга и всегда готовы оказать помощь в трудную минуту.
Александра Комарова
Опубликовано в газете „Воложка“