Ветеран ракетных войск, полковник в отставке Владимир Иванов живёт в Марксе с 2007 года. Незадолго до Дня защитника Отечества Владимир Сергеевич поделился своими мыслями о прошлом, настоящем и будущем российской армии, о вечных темах воинского долга и верности присяге:
— Когда я начинал служить, „градус“ патриотизма в армейской среде был очень высок. Офицеры 70-х годов росли и мужали на примерах наших отцов и дедов — фронтовиков. Почти все мои непосредственные начальники — командиры полка, дивизиона и даже батареи были участниками Великой Отечественной. Эхо героических сражений ещё гулко отдавалось в наших сердцах, многие наши родственники принимали участие в боевых действиях. Мои отец и дед прошли всю войну, никто из них, к счастью, не погиб.
В 90-е годы наступило разочарование — падал престиж армии, месяцами не выплачивалось денежное довольствие, не на что было жить и содержать семьи. Сейчас, к счастью, всё снова возвращается на круги своя, хотя и не такими темпами, как хотелось бы. Престиж военной карьеры повышается, призывники уже не стремятся „косить“, и даже девушки примеряют на себя армейскую форму. Примером может служить моя внучка Мария, недавно подписавшая контракт и вступившая в ряды ракетных войск стратегического назначения. Маша — спортсменка и очень активный, целеустремлённый человек. Её мама, моя дочь Елена, тоже связала свою жизнь с вооружёнными силами, в которых служит уже около двадцати лет и за это время „доросла“ до старшего лейтенанта. В общем, негативные тенденции 90-х годов потихоньку сходят на нет. Считаю, что это естественный процесс, и по-другому быть не может — ведь от состояния армии во многом зависит судьба нашей страны. Это становится очевидным на фоне нынешних событий на Украине.
Будучи офицером, я всегда старался воспитывать солдат в духе беззаветного служения Отечеству, когда воинский долг, невзирая на обстоятельства, всегда должен быть на первом месте. Старался привить своим бойцам такие важные качества, как чувство товарищества, взаимовыручки. Ведь наш солдат всегда был силён именно этими чертами характера.
Частенько вспоминаю один эпизод из своей армейской юности. В 1969 году, когда я учился на втором курсе военного училища, на острове Даманском вспыхнул конфликт с Китаем. Так вот, почти вся наша рота подала рапорты командованию с просьбой отправить нас туда добровольцами. Конечно, никто „зелёных“ курсантов посылать на войну тогда не стал, хотя сам случай очень показателен. Однако я убеждён, что и в современной российской армии понятия долга и офицерской чести полностью сохранились. Об этом свидетельствует тот факт, что наши военнослужащие берут отпуска и добровольно едут воевать на восток Украины, чтобы защищать народ Донбасса. Думаю, это о многом говорит. Был бы я помоложе, тоже поехал бы сражаться за Новороссию. Хотя в армии, конечно, как и везде, встречаются разные люди, как говорится: „Кому — война, а кому — мать родна“.
Сейчас, как известно, срок службы в армии сократили до одного года. Считаю, что этого времени недостаточно, чтобы чему-то научить молодых солдат. Хотя, если целенаправленно заниматься только военной подготовкой, то, возможно, года и хватит. Что касается контрактной службы, то это, на мой взгляд, нужная практика. Ведь в этом случае армия пополняется профессионалами своего дела. Материальная составляющая здесь тоже очень важна. Я слишком хорошо помню те времена, когда мы месяцами не видели денег.
Я посчитал, что воинской службе посвятил 33 года и три дня своей жизни. Что мне дал армейский опыт? В первую очередь, привычку к самодисциплине и организованности во всём. Даже на пенсии я стараюсь поддерживать хорошую физическую форму — каждое утро и вечер делаю многокилометровую прогулку, летом работаю в огороде.
„Я твёрдо верю в то, друзья:
Вновь станет делом чести —
Отчизне-Родине служить
В любом на карте месте!“
Источник — газета „Воложка“, Евгений Гордеев.