от года

Маслодел купили воронежцы

Воронежский холдинг „Молвест“ вчера объявил о приобретении 100% акций ОАО „Маслодел“ (Маркс, Саратовская область) у гендиректора предприятия Клавдии Пальцевой и ее сына. Сумма сделки не раскрывается, эксперты оценивают завод в $ 300−400 тыс. Холдинг планирует увеличить мощности нового актива в пять-семь раз, вложив в его модернизацию только на первом этапе около 1 млн евро. Аналитики считают расширение компании логичным, но прогнозируют ей проблемы с сырьем.

По словам гендиректора ЗАО „Молвест“ Аркадия Пономарева, холдинг уже приступил к модернизации „Маслодела“ — компания планирует увеличить перерабатывающие мощности с 15−20 т до 100−120 т молока в сутки. В нынешнем году „Молвест“ готов вложить в актив 1 млн евро. Как сообщил господин Пономарев, „Маслодел“ будет производить и реализовывать продукцию в Саратовской области под брэндом „Волжские просторы“, разработанным специально для приволжских активов холдинга: кроме саратовского предприятия, „Молвест“ владеет ОАО „Молочный завод“ в Ульяновской области. „Местный рынок перспективен: в регионе с большой плотностью населения в плане производства не представлены крупные игроки“, — объяснил топ-менеджер. Вместе с тем он признал, что с увеличением объемов выпуска у „Маслодела“ могут возникнуть трудности с сырьем. Однако холдинг рассчитывает со временем решить проблему за счет молока из Саратовской и близлежащих областей.

ЗАО „Молвест“, контролируемое его гендиректором Аркадием Пономаревым (72,8% акций), основано в 2005 году на базе ОАО „Молочный комбинат „Воронежский““ (торговые марки — „Вкуснотеево“ и „Иван Поддубный“). В холдинг входят семь предприятий в Воронежской области, Краснодарском крае, Ульяновске, а также на Украине (в Днепропетровской области). Их совокупные мощности составляют около 350 тыс. т продукции в год. Оборот „Молвеста“ в 2006 году — более $ 130 млн.

По данным Минсельхоза Саратовской области, в 2006 году в регионе было произведено 10 тыс. т молока, 700 т цельномолочных продуктов, 235 т масла, 343 т сыров на общую сумму 85 млн рублей. Лидерами молочной отрасли без учета розницы федеральных холдингов считаются ОАО „Молочный комбинат „Энгельсский““, ОАО „Саратовский молочный комбинат“, ОАО „Балаковский молочный комбинат“, а по сырам — ОАО „Маслодел“.

Местные игроки не берутся оценивать, насколько изменится ситуация на рынке с реализацией планов „Молвеста“. По мнению гендиректора ОАО „Саратовский молочный комбинат“ Николая Арыкова, по крайней мере саратовские покупатели будут довольны усилившейся конкуренцией и появлением большего выбора продукции. Замгендиректора ООО „Воронежская инвестиционная палата“ Алексей Петров считает, что „Молвест“ совершил хорошее приобретение: за небольшие деньги куплено предприятие с собственной сырьевой базой. „Переведя производство марки „Волжские просторы“ в Маркс, холдинг оптимизирует логистику и упрочит позиции в регионе“, — отметил господин Петров.

Оценивая перспективность вложений „Молвеста“ в небольшие региональные молокозаводы (в 2006 году холдинг купил ульяновской предприятие, в 2007-м — украинский ОАО „Криворожский гормолокозавод № 1“), эксперты акцентируют внимание на ситуации с ценами на сырье и, как следствие, молочную продукцию. „С одной стороны, обстановка делает бизнес привлекательным, — объяснила аналитик „Брокеркредитсервиса“ Татьяна Бобровская. — Но с другой, цены на сырье продолжат свой рост (в 2008 году он прогнозируется на уровне 15−20%). Поэтому рентабельность переработки мне не совсем понятна“. Госпожа Бобровская считает, что успех реализации замыслов „Молвеста“ во многом будет зависеть от того, насколько тесные контакты установит компания с производителями.

Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова согласилась, что для расширения производства на „Маслоделе“ объемы поступающего на завод молока недостаточны. „Саратовская область относится к числу регионов, где объемы производства молока небольшие. За 11 месяцев 2007 года выпущено 114 тыс. т, но сокращение продолжается“, — заметила она. Вместе с тем, по ее мнению, „Молвест“ грамотно выстраивает бизнес как по продвижению своей продукции, так и по расширению мощностей. „На рынке идет концентрация производства: скупать крупные заводы давно невозможно — они либо уже куплены, либо держатся особняком. В ближайшей перспективе по мере роста производства сырого молока в Россию придут иностранцы. Поэтому „Молвесту“ надо быстро бежать вперед, чтобы как минимум оставаться на месте“, — резюмировала госпожа Рыбалова.

Татьяна Карабут, Татьяна Никитина, Саратов, „Коммерсант“.