Не стало марксовского художника Владимира Солдатова. Он ушёл из жизни 8 марта в девять часов утра, успев поздравить с праздником жену Людмилу и дочь Татьяну.
Перед этим он почти трое суток не выходил из своей мастерской, работая над очередной картиной из своей „военной“ серии. Это была работа всей его жизни, которую он начал ещё в начале семидесятых. Было запланировано семьдесят листов, но успел он создать лишь шестьдесят.
К сожалению, надо признать, от этого не уйти, в нашем городе Солдатова не особо жаловали. Он был непростым человеком с очень неспокойным, даже взрывным характером, он не старался угодить и быть любезным, говорил, что думал и делал то, к чему лежала душа. Солдатов — художник со своей неповторимой манерой, со своим особым живописным почерком. Сейчас всё его наследие, а это около четырёх тысяч работ, выполненных маслом, акварелью, пастелью или в графической технике, хранится в его мастерской на втором этаже дома, который он вместе с женой Людмилой Павловной строил двадцать с лишним лет, кирпичик по кирпичику.
Мне самой довелось некоторое время поработать вместе с Владимиром Петровичем. В начале двухтысячных годов он был корреспондентом нашей газеты, писал статьи, делал иллюстрации. Помню, как однажды, заглянув в его кабинет, я застала его за наброском этюда — он рисовал вид из окна: домик в сирени и огромное весеннее небо над ним. Он протянул мне карандаш и предложил присоединиться. Около получаса мы вместе рисовали с ним бок о бок, он показывал, как правильно изобразить перспективу, подобрать цвет. Этот рисунок, сделанный под его руководством, до сих пор хранится у меня. Позже, когда наши дороги разошлись, мы часто встречались то на улицах города, то на выставках в краеведческом музее, где, к слову, не раз выставлялся он сам и его жена, муза, соратница и вдохновительница Людмила Павловна.
Спустя неделю после смерти я оказалась в его мастерской. Людмила Павловна с радостью согласилась рассказать о своём муже для нашей газеты. Она удивительно стойко держалась, была приветлива, мы сидели на втором этаже дома, где когда-то они вдвоём организовали эту светлую, настоящую мастерскую художников, заваленную картинами, красками, книгами. Здесь Владимир Петрович проводил почти всё свой время, готовясь к выставке, которую планировал устроить к семидесятилетию Победы. Он торопился, переживал, что никак не может найти достаточную сумму для оформления картин. Людмила Павловна вздыхает: „Петрович просто сгорел на этой работе… Как одержимый писал лист за листом, ночами не спал. Вы же знаете, каково это, когда мысль, идея не оставляет! Вот и результат… Теперь моя задача — сохранить здесь всё так, как было при нём, и всё-таки сделать эту выставку, во что бы то ни стало!“.
Рисовать Владимир Петрович начал ещё в детстве. Семья его родителей жила тогда на Камчатке, в небольшом селе со смешным названием Теличики, расположенным прямо у подножия вулкана. Папа Пётр Егорович — фронтовик, мама работала учительницей. Володя, как и все ребятишки, что-то чиркал в тетрадочках, а сознательно начал рисовать лет в четырнадцать. Просто почувствовал необыкновенную тягу к рисованию. В конце пятидесятых семья переехала в Тирасполь, там он и начал увлечённо заниматься в художественной студии. Окончил школу, три года отслужил в армии, женился. И всё же мысль о живописи не покидала его. Призвание — оно ведь не отпускает. И тогда он решил: „Вот сейчас открою карту, куда пальцем ткну, туда и поеду учиться!“. Попал сначала в Пермь, и поехал. Правда, там его не приняли, посоветовали найти училище поближе к дому, к семье. И снова открыл он карту, на сей раз попал на Саратов. Так и оказался студентом Саратовского художественного училища имени Боголюбова. Ему было тогда двадцать пять лет. Вместе с ним в училище училась и Людмила Фисенко, хоть и моложе его была намного, но случилось так, что пробежала между ними искра, которая переросла в настоящую любовь. С первой семьёй у Владимира не заладилось. Ведь не всякая жена выдержит долгое отсутствие мужа, да и быть супругой художника — это тоже особый талант нужен. А вот Людмила, сама художница — стала матерью его детей, единомышленницей и вдохновительницей. Он любил изображать её в виде кошки. И сейчас один из таких „кошачьих“ её портретов висит в их доме. Вместе Солдатовы прожили сорок три года…
„Петрович был бурным, темпераментным, — вспоминает Людмила Павловна. — Поначалу нам с ним непросто пришлось. Притирались друг к другу, но всё вместе пережили: трудности, бытовую неустроенность, скитания. Мы ведь поначалу жили в Берёзовке, куда меня после окончания училища направили в школу учителем рисования. Потом в восьмидесятых годах мы уехали жить на Урал. Через девять лет снова вернулись в Маркс, где бабушка оставила нам этот домик, который мы строили и перестраивали многие годы. Владимир Петрович и успел поработать в училище № 18, и художником-оформителем на заводе „Волгодизельаппарат“, и вот в редакции немножко“.
Про что Людмила Павловна из скромности умолчала, то что кисти её покойного мужа принадлежит значительная часть фресок Свято-Андреевского храма. Это была напряжённая работа, требующая не только физических сил, но и внутренних душевных затрат. По словам Владимира Петровича, ему долго время никак не удавалось написать лик Христа. Пришлось даже исповедоваться несколько раз, только после этого он сумел завершить этот фрагмент.
Среди его картин в мастерской немало пейзажей, портретов, фантасмагорических рисунков. Но по-настоящему единственной его главной темой, точнее — лейтмотивом всей его жизни стала тема войны. Со времён Древней Руси и до нынешнего дня, от набегов татаро-монгол до печальных событий на Украине. „Все войны, которые были на земле российской, да были бы они прокляты!“
Первый лист из этого цикла — нашествие татаро-монгол, он нарисовал ещё студентом художественного училища, и впоследствии постоянно возвращался к тому, что задумал. Немало акварелей посвящено Гражданской войне, и, конечно, бОльшая часть — Великой Отечественной. Он мечтал, что накануне 9 мая в нашем музее откроется выставка, и каждый, кто придёт на неё, сможет понять, прочувствовать всей душой, всем сердцем эту боль, мысль, вложенную художником. Он планировал, что центром экспозиции станут три картины, объединённые названием „Зри в корень“. Ибо корень всех бед человеческих — несущие зло равнодушие и вседозволенность. Владимир Петрович даже успел определить порядок, в котором должны были быть размещены картины. Он всё продумал, подготовил, и ушёл, сказав, что создал всё, что замыслил. Он точно сам подвёл итог своей жизни…
Печально, что мы начинаем ценить людей лишь после их смерти, не замечая при жизни, отмахиваясь, игнорируя. Владимир Петрович немало побегал по разным инстанциям, обращаясь за помощью в оформлении этой выставки, но, увы не нашёл отклика. И вот сейчас, когда до Дня Победы осталось около полутора месяцев, наверное, надо всем миром сделать так, чтобы эта выставка состоялась. Давайте поможем вдове собрать необходимые для этого средства. Кстати, сбор денег объявила и наша телекомпания „Маркс-ТВ“. Никто не просит огромных сумм, понемногу, кто сколько сможет. Я уже сделала свой вклад. Если вы тоже готовы, то можно звонить по телефону — 8−917−202−81−79, Людмиле Павловне Солдатовой, либо в музей краеведения (тел. 5−46−72).
Источник — газета „Воложка“, Юлия Антонова.
Замечательная статья!