К 70-летию Великой Победы районный комитет образования проводит акцию „Письмо ветерану“. Школьники пишут обращения ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам, бывшим жителям блокадного Ленинграда и узникам концлагерей. Послания складывают солдатским треугольником и отправляют по адресам.
Получил такой треугольник и наш постоянный внештатный автор, участник войны и Почётный гражданин города Иван Семёнович Фомичёв. Листочек бумаги, исписанный детским почерком, напомнил фронтовику события семидесятилетней давности, когда письма-треугольнички либо дарили надежду, либо несли печальные вести, их зачитывали до дыр, бережно хранили, как самые дорогие реликвии.
Не так давно я получил письмо, да не стандартное, а треугольником, как в годы Великой Отечественной войны. Смотрю, обратного адреса нет, на печати „Москва. СССР“, на оборотной стороне штамп „Проверено цензурой“, ещё печать „Полевая почта 22 344“. Совсем, как в годы войны. И потекли у меня слёзы из глаз. Дочь говорит: „Папа, читай!“. А я всё плачу и плачу. Вспомнилось, как мы всей семьёй Фомичёвых и Карташовых ждали письма „треугольнички“ в 1941 году.
На фронте воевали мамины братья: Михаил Иванович, 1901 года рождения, Пётр Иванович, 1918 года, Григорий Иванович, 1921 года. Бабушка Марфа Макарьевна Карташова была неграмотная. Как получит письмо, бросает домашние дела, идёт к нам, а в узелочке её платка бережно завёрнуто письмо-треугольник. Единственное письмо мы получили от Григория Ивановича, учителя начальных классов в школе села Ивановское Лысковского района Горьковской области, которого призвали в армию после окончания его первого учебного года. Письмо маме он послал из Бреста. Было оно весёлое, и на душе у женщины радость. Он писал, что будет служить при штабе. В начале войны Григорий Иванович пропал без вести. Несколько писем получила бабушка от старшего сына Михаила. Слёзы ручьём текли по её щекам. Материнское сердце подсказывало, что там что-то неладно. И это было так. В первые месяцы войны он попал в плен.
Политрук роты Пётр Иванович Карташов воевал под Ленинградом, и не писал сыночек писем-треугольников маме, семье. А как они их ждали! Вместо письма почтальон принесла „похоронку“. Бабушка совсем пала духом. Моя мама ежедневно её навещала, топила печь, готовила еду, из колодца приносила воду и, как могла, успокаивала убитую горем маму.
В начале 1942 года повестку получил и наш отец Семён Константинович Фомичёв. Ему тогда шёл 46-й год. Служил папа санитаром при армейском госпитале на 2-м Прибалтийском фронте. Ему приходилось на лошадях с передовой привозить раненых солдат и офицеров. Когда отец уходил на фронт, в котомку вместе с миской, ложкой и кружкой положил несколько тетрадей и химический карандаш. Мы его просили чаще писать. И он писал регулярно. До сих пор помню эти треугольнички со штампом полевой почты, которые бережно хранились и перечитывались по нескольку раз. В своих письмах он позором клеймил фашистов за их издевательство над мирным населением, над детьми, за сожжённые населённые пункты, особенно те, которые располагались вблизи лесов. В наших госпиталях оказывали медицинскую помощь и раненым фрицам, а после лечения их отправляли вглубь страны. Из его писем все родственники узнавали, как с боями фашисты катятся на Запад. Из дома ему писали дети о том, как они, малолетки, трудятся в колхозе, а их семилетний брат Костя всегда хочет есть. Из еды тогда были картошка, тыква да брюква, по осени — грибы. Всё, что выращивал колхоз, сдавали государству.
Труднее нашей семье стало, когда меня в августе 1943 года призвали в армию. В колхозе я работал кузнецом, и в счёт трудодней мне в месяц давали пуд ржаной муки. Мама пекла картофельные лепёшки и тянула муку весь месяц, кормить надо было четверых. Из армии я старался писать домой регулярно, даже с фронта. За спиной у меня была школа-„семилетка“, а многие мои сослуживцы были неграмотные. Они просили написать домой весточку. Я и писал с их слов фронтовые треугольники. А когда им приходили ответы, то я их им и читал. Мне из дома всегда присылали листок чистой бумаги.
От души и чистого сердца выражаю благодарность неизвестному автору — школьнице, приславшей мне этот „треугольник“, изложив в нём всё, что узнала о Великой Отечественной
войне из книг, кинофильмов, общения с ветеранами. Она хочет быть полезной Родине, всегда помнить о подвиге солдат, освободивших нашу страну от фашистской чумы. В заключение письма она пишет: „Низкий поклон Вам за Ваш бессмертный подвиг. Никогда нельзя забывать о том, что именно русские ценой нечеловеческих усилий и жертв смогли остановить фашизм — смертельную силу, грозившую уничтожить всё человечество“. Молодец! Спасибо за такие слова!
Школьникам мне хочется сказать, что в Великой Отечественной войне принимали участие и русские, и грузины, и армяне, и украинцы, и белорусы, и таджики, и многие другие люди нашей многонациональной Родины. Великая Победа — одна на всех советских людей. Пусть 70-летний юбилей Великой Победы над фашистской Германией останется светлой памятью у всего российского народа на долгие годы.
Источник — газета „Воложка“.