Во вторник, 16 июня, депутаты районного Собрания собрались на внеочередное заседание, чтобы рассмотреть 5 пунктов повестки дня.
Среди вопросов — объявление довыборов на участке, где депутатом был Анатолий Декисов, дача муниципальных гарантий теплоснабжающей организации на 2 миллиона рублей, чтобы она установила на улице Аэродромной в Марксе модульную котельную взамен двух старых нерентабельных, и вынесение на публичные слушания поправок в Устав, которые меняют схему избрания высшего должностного лица местного самоуправления.
Странное заседание
Вопросы принципиальные, не рутинные.
Но пришло всего 9 депутатов, а „заседание Собрания не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50% от числа избранных депутатов“ (ст. 26 Устава Марксовского района).
Заместитель главы района Сергей Баранов обратил внимание коллег, что по регламенту надо на один час отложить заседание и принять меры, чтобы явились ещё хотя бы два депутата. В противном случае придётся назначать новую дату заседания.
Видимо, не надеясь, что из целого десятка отсутствующих депутатов приедет хотя бы двое, глава администрации выступил против. Ссылаясь на необходимость безотлагательного решения вопросов, Олег Тополь предложил собрать мнение отсутствующих депутатов подписным листом.
Завязалась дискуссия. С одной стороны, аргументы, основанные на Уставе и регламенте — с другой, авторитарное желание главы администрации провести нужные решения немедленно.
Это выглядело как диалог взрослого с капризным ребёнком. Причём с каждой минутой таких капризных становилось больше: несколько депутатов один за другим включились в диалог на стороне главы администрации:
— Заседание неправомочно принимать решения. — Давайте сделаем его подписным листом.
— Решения будут нелегитимными. — Но мы так уже делали.
— Вы знаете, что это порочная практика. — Ничего страшного.
— Но мы получим протест прокуратуры! — А давайте всё равно попробуем!
Странное это было заседание. Серьёзная депутатская работа превратилась в балаган. Неумение главы собрать кворум, чтобы обсудить важные вопросы публично, оборачивается стремлением главы администрации во что бы то ни стало добиться нужных подписей потом, индивидуально.
Может, потому и не было кворума, что депутаты понимают: открыто противостоять — опасно, а открыто поддержать — позорно?
Вопросы без ответа
Я так и не понял, состоялось заседание или нет, приняты решения или их обсудят в следующий вторник, на который назначено очередное заседание.
Соглашусь: наверно, депутаты думали не о том, как их поймёт и что расскажет людям журналист „Делового Маркса“.
Но также мало их заботило и то, что депутат „обязан лично участвовать в работе заседаний Собрания“ и „выполнять требования регламента Собрания“ (ст. 25 Устава Марксовского района).
Более того, видя двусмысленность происходящего, депутаты стали стесняться присутствия журналиста, недоговаривать, а вскоре и вовсе попросили меня покинуть зал заседаний. Любопытно, что если раньше это делал глава района Николай Косарев с подачи всегда сидящего рядом Олега Тополя, то теперь журналист помешал депутату Александру Ключникову:
— Я не смог из-за Вас задать вопрос депутатам, — упрекнул он меня.
Ответьте мне хоть кто-нибудь: чем присутствие журналиста мешает депутатам задавать вопросы друг другу в интересах жителей Марксовского района? Ключников не ответил.
Никто не ответил и на другой вопрос, который я открыто задал депутатам и главам:
— „Деловой Маркс“ давно пишет о злоупотреблениях Олега Тополя, организовал опрос читателей, где они посчитали его коррупционером, пятничный номер газеты вышел под заголовком „Власть спряталась от людского протеста за спинами детей“. Сколько вы, депутаты, можете делать вид, что ничего не происходит? Спросите с чиновника за этот позор или вынесите порицание журналисту, если он не прав!
Принципы открытости
Прав Ключников: журналист должен излагать своё мнение строго на Вы, и аргументировано.
Вот первые два аргумента:
- Основной организационной формой работы Собрания являются заседания. Заседания Собрания являются открытыми (ст. 26 Устава Марксовского района).
- Глава муниципального района принимает меры по обеспечению гласности и учёту общественного мнения в работе Собрания (ст. 28 Устава Марксовского района).
Пока только председательствующий на заседаниях Николай Косарев и депутат Александр Ключников не хотят соблюдать эти принципы, закреплённые в Уставе, который в системе муниципальных правовых актов является актом высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории района.
Возможно, это не скрытая корысть или явное раболепие. Возможно, это просто дань традиции: не подвергать сомнению „единственно верное мнение“, привычка к административно-командным методам, неумение выстраивать равноправный диалог с безропотным обществом?
Но в районном Собрании ещё достаточно депутатов, готовых открыто выражать свою точку зрения, даже если она идёт вразрез с навязываемой, и вести диалог, искать компромисс, вырабатывать общее мнение в интересах жителей Марксовского района.
Ненормальная ситуация
А договариваться с населением всё равно придётся.
И не потому, что народ в Марксе вредный, прокуратура придирчивая, Гуреев воду мутит или тёмные силы не дают главе администрации работать.
События 8 июня, когда в Марксе народное возмущение двойным подорожанием детсадов всерьёз напугало власть, показали, что люди стали смелее. В следующий раз срочного приезда министров и увольнения председателя Комитета образования Галины Воеводиной может оказаться недостаточно. А циничный совет заместителя главы районной администрации Александра Марченко матерям отдавать своих детей в интернат на гособеспечение, если денег на садик у них не хватает, вообще может взорвать общество.
Вы спросите, а причём тут депутаты и их странное заседание? Притом, что они — единственные выборные, и именно с ними люди связывают свои надежды. В том числе и на наведение порядка в администрации, где главному чиновнику позволено высокомерно отмахиваться от общественного мнения, публично обвиняющего его в коррупции.
Но чиновник рано или поздно уйдёт. А мы все здесь останемся. И если однажды ситуация, которая уже ненормальная, выйдет из-под контроля, мне первому будет стыдно: почему я молчал?
Источник — „Деловой Маркс„, Владимир Гуреев.
если такое заседание проходило в действительности-предложение Т ополя это грубейшее нарушение Закона. Даже за одно такое нарушение он должен освобожден от работы. А мы населения райолна действительно надеемся на нашу власть, которая избиралась нами, а в действительности она работает на сохранение под собой кресел. У господине Марченко давно уже звучат высказывания царского характера и ему давно уже ни место в аппарате администрации.