К нам в редакцию обратилась пенсионерка Наталья Сергеевна Калинычева. Недавно женщина купила в одном из магазинов по ул. Кирова сосиски на развес производства известного саратовского мясокомбината — с виду обычные и вполне качественные. Сварила, разрезала, а внутри увидела… свёрнутый кусок полиэтиленового пакета. Зрелище, прямо скажем, не самое аппетитное…
Когда она пришла с претензиями, то мужчина, отрекомендовавшийся „представителем торговых точек“, предложил „уладить вопрос“ и вернуть деньги. Однако женщина отказалась от возмещения убытков, так как в этом случае пришлось бы вернуть чек и отказаться от дальнейших разбирательств.
Наталья Сергеевна всю жизнь проработала в сфере торговли, поэтому всё, что ныне творится в этой области, принимает очень близко к сердцу. Она хорошо знает свои права, отличается принципиальностью и давно ведёт маленькую „войну“ с недобросовестными торговцами. На её счету — несколько выигранных судов и результативных обращений в „Роспотребнадзор“ и другие организации. Так, в одном из магазинов на проспекте Ленина покупателей часто обвешивали, обсчитывали, не выдавали кассовые чеки.
Наталья Сергеевна дважды обращалась в суд и добилась наказания владельцев. В овощном магазине на ул. Кирова она обнаружила множество нарушений — отсутствовали доска информации и книга отзывов и предложений, продавцы работали без специальных фартуков, посторонние люди заходили за прилавок. Обратилась в энгельсский „Роспотребнадзор“, в результате не уважающим закон предпринимателям пришлось раскошелиться. Именно благодаря Калинычевой, в косметическом отделе сетевого магазина появился плакат — „Если у одной кассы находятся более двух покупателей, то открывается вторая“, а торговая точка, реализующая продукцию мясокомбината, была вынуждена приобрести специальный прибор, определяющий массу нетто сосисок и колбас, хотя раньше товар взвешивали вместе с упаковкой и тем самым продавали по несколько завышенной цене.
Пожалуй, многие знакомы с такой ситуацией — цены, которые „пробиваются“ на кассах сетевых магазинов, зачастую не соответствуют тем, что указаны на ценниках. Однако по закону, продавец обязан реализовать товар именно по той цене, которую видит покупатель. Так вот, однажды Наталья Сергеевна столкнулась с подобной ситуацией — майонез якобы продавался „со скидкой“, как это было заявлено на ценнике, однако на кассовом чеке „пробили“ гораздо большую сумму -как выяснилось, работники в очередной раз не успели обновить расценки. Женщина потребовала правил торговли. В результате директору пришлось (сама виновата!) доплачивать в кассу разницу из своего кармана.
Ещё один предпринимательский „перл“, который ветеран торговли как-то увидела в одной из торговых точек -объявление „Чеки выдаются только по требованию покупателей“. „Это же вообще противозаконно! — возмущается Калинычева. — По закону, продавцы обязаны выдавать чеки в любом случае — независимо от того, просят об этом клиенты или нет!“
Наталья Сергеевна утверждает, что в нашей стране для эффективной защиты прав потребителей необходимо создать специальную службу народного контроля. „Как-то я смотрела по телевизору передачу про Англию, так там подобная организация существует уже давно. Общественник обходит магазины и подробно записывает в тетрадку все недостатки и нарушения, которые обнаруживает. Никто ему в этом препятствовать не имеет права. Затем идёт в администрацию и передаёт всю собранную информацию. Если, несмотря на все предупреждения, нарушения повторяются, то магазин лишают лицензии. Всё происходит цивилизованно, без криков и скандалов, у нас же от работников торговли порой не добьёшься даже самых простых слов — „извините“ и „пожалуйста“. Грубость, хамство, равнодушие, увы, имеют место -но разве так должно быть в сфере услуг? Сами же покупатели зачастую не желают или просто боятся защищать свои права, обращаться с жалобами в администрацию или редакцию газеты, так как не верят в справедливость. Но в результате такой инертности мы имеем то, что имеем“.
Автор — Евгений Гордеев. Опубликовано в газете „Воложка“.