Это первое большое интервью нового руководителя Марксовского района.
Дмитрий Николаевич Романов приступил к исполнению обязанностей 17 марта, а полноправно вступил в должность совсем недавно, 12 апреля. Несмотря на то что он знает район изнутри, не только живя в Марксе, но и проработав здесь много лет, в том числе в сфере ЖКХ, ему сейчас приходится более глубоко знакомиться с состоянием дел. Поэтому свой день глава начинает рано, а не заканчивает, наверно, никогда, и найти часок для обстоятельной беседы оказалось непросто. Но это не помешало нам встретиться. А чтобы не скакать „галопом по европам“, на первый раз мы выбрали одну, но больную тему ЖКХ — просто она у всех на виду. Причём мне показалось важным узнать, что думает новый глава по принципиальным вопросам — почему у нас так сложно разобраться, кто за что отвечает, и что надо сделать, чтобы управляющие компании, вместе с водоканалом и теплосетями, были для людей, а не люди для них.
— Дмитрий Николаевич, смотря на работу ЖКХ, мне всё время кажется, что это „лебедь, рак и щука“. Никто никогда не виноват, никто ни за что не отвечает, а с водой, канализацией и начислениями за тепло всё хуже.
— Может быть, Вы несколько резковаты в оценках, но соглашусь, что одна из главных проблем — это плохо выстроенные отношения между администрацией, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. В 2010—2012 годах я курировал эту сферу, будучи заместителем главы администрации, и мне эти вопросы знакомы, я вижу проблемы, в которых надо тщательно разобраться и определить пути решения. Этим мы сейчас и занимаемся, регулярно собирая руководителей сферы ЖКХ, чтобы обсудить актуальные моменты и понять, что им мешает действовать согласованно.
— И что же им мешает?
— Ну, например. Водопроводные сети сейчас не оформлены и водоканал юридически не имеет к ним никакого отношения. От этого идёт постоянное перекладывание ответственности друг на друга, и ситуация с водой только усугубляется. Поэтому мы установили для себя срок до декабря оформить водопроводные и канализационные сети и передать их в концессию, чтобы водоканал мог уже на следующий год составить инвестиционную программу и в соответствии с этой программой проводить их капитальный ремонт.
— То есть теперь, наконец, проблемы воды и канализации будут решаться совместно?
— Да, сейчас очень важно выстроить конструктивные отношения с водоканалом. Мы все видели, как за короткий промежуток времени в городе случились две серьёзные аварии на канализационном коллекторе, идущем под землёй вдоль центрального проспекта. Их ликвидировали в авральном режиме, даже объявляли режим ЧС. А ведь это всё ведёт к удорожанию работ, и надо принимать меры, чтобы избежать повторения таких аварий.
Поэтому сейчас мы совместно выявляем наиболее изношенные участки, чтобы спокойно оценить рынок, найти материалы по сходной цене, подготовить смету и провести плановый ремонт. В этом году заменим участок коллектора между Октябрьской и Советской улицами, на это потребуется чуть больше 3 млн руб. Недавно меня принял губернатор, я перечислил ему наши основные проблемы, в том числе и эту, и Валерий Васильевич Радаев обещал поддержку. Конечно, в идеале надо бы всю трубу поменять, но это огромные деньги. Значит, уже сейчас надо готовить проект, чтобы войти в федеральную программу.
— Но чистой воды в кранах нам, наверно, ждать ещё долго?
— А вот тут другой аспект несогласованности, уже между водоканалом и управляющими компаниями. Если придёт вода к дому по новому водопроводу, а в доме стояки забиты — результата не будет. Или возьмёт управляющая компания и поменяет внутридомовой водопровод, а сети, как были, изношенные. Тоже без толку. Такие работы надо проводить по единому плану: поменяли сети — надо менять и стояки. Тогда будет результат.
Сама-то вода-то у нас хорошая, артезианская, анализы подтверждают её качество. Потом она попадает в резервуар. Если он подготовлен и очищен, то и там она чистая. А вот дальше вода идёт по магистральным сетям.
Сравните: от водозабора № 2 вода идёт на ул. Куйбышева, где был военный городок, на ул. Мамина — и там вода чистая. А с того же водозабора вода подаётся в микрорайон № 7, Простоквашино — ну абсолютно другое качество.
— В каком состоянии сейчас МУП „Тепло“? На слуху одни долги, каждую зиму газовики грозят оставить наши котельные без газа.
— По натопу проблем особых нет. Была проведена большая работа по замене теплотрасс, их утеплению, и в домах, где были проблемы, стало тепло. Но с экономикой у предприятия плохо, мы видим, что оно убыточное.
Руководитель докладывает, что ряд котельных устарели, они неэффективны, у них высокие затраты на энергоресурсы. При этом до сих пор не введена в эксплуатацию новая современная котельная в районе ВДА. В пос. Колос удалось запустить только одну котельную, которая отапливает детский сад, а вторая, которая возле школы, до сих пор стоит.
— Но была же введена в своё время новая котельная в больничном городке. А что тормозит ввод остальных?
— Здесь есть вопросы. Да, подрядчик не до конца выполнил задание по муниципальному контракту. Да, дело в судах и фирма, которая выиграла аукцион в Колосе, сегодня банкрот. Но это решаемые вопросы, ими надо заниматься и довести дело до конца, чем мы сейчас и занимаемся.
— У людей есть и другие вопросы к МУП „Тепло“. Многие вынуждены оплачивать отопление по нормативу, притом, что общедомовые счётчики у них есть, но каждую осень их массово не берут на коммерческий учёт. В чём проблема?
— С этим тоже надо разбираться. На самом деле есть приборы учёта, которые неправильно установлены или вовремя не обслуживались, их нельзя брать на коммерческий учёт. Но для того и должен быть диалог между управляющими компаниями и теплоснабжающей организаций. Они должны слышать друг друга. Управляющая компания, у тебя прибор учёта не соответствует нормам, надо привести его в порядок!
А на деле, наверно, не было желания этим заниматься. Если так налажено, что котельные убыточные, то проще начислить по нормативу и перекрыть часть убытков деньгами собственников жилья. Это несправедливо. Но именно так это сегодня воспринимают жители.
— Можем мы надеяться на администрацию, что когда вновь пройдёт лето и наступят холода, ситуация не повторится?
— Я не могу сказать, что сразу всё будет решено за одно лето. Но мы взяли курс на консолидацию работы управляющих компаний и всех поставщиков ресурсов. Иначе получается какое-то непостоянство. Нет стабильности, нет задела на будущее, нет доверия. И поэтому мы хотим показать людям, как должна быть выстроена работа ЖКХ. Так что однозначно перемены к лучшему будут.
К примеру, если в каком-то микрорайоне мощность котельной заведомо превышает потребление, эту котельную надо или перевооружать или закрывать. И это именно ресурсоснабжающая организация должна нам сказать: администрация, мы вот видим такой путь, который и жильцам выгоден, и нам не надо будет содержать котельную, наращивать долги, которые потом приведут к банкротству. Многие ведь хотели бы перейти на индивидуальное отопление. Так вот, пожалуйста, такие дома и надо переводить! В основном, это 2−3 этажные небольшие дома. Так давайте, мы организуем людям такую возможность.
— Но на практике это сложно и дорого, к тому же, должны согласиться все соседи.
— Не спорю. И нас всех это пугает, что это проблема. Да, проблема, но надо заниматься. Люди почему хотят перейти — они видят в этом экономию и комфорт. Установив свой котёл, они меньше платят за отопление, и могут включить и выключить, когда захотят. На это, наверно, стоит один раз потратиться. Надо просто людям объяснить и помочь. Например, оборудование может быть предоставлено в рассрочку. Но этот процесс надо организовать.
— Спасибо, Дмитрий Николаевич! Надеюсь, Вы сохраните такую искренность и открытость, и в следующий раз обязательно ответите на другие мои вопросы.
— Не сомневайтесь, отвечу.
Вопросы задавал Владимир Гуреев