от года 12 комментариев

Поволжские немцы страдают из-за фамилий

Поволжские немцыДвести пятьдесят лет назад Екатерина II выпустила манифест „О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору“. Немцы выбрали пустовавшие земли Саратовской области и живут здесь до сих пор.

В этом году в городе Марксе Саратовской области поставили памятник Екатерине II. На открытие собрались немцы — жители города, гости из Саратовской области и из Германии, приехавшие сюда специально ради этого события.

Когда-то памятник императрице здесь уже был. Только тогда Маркс назывался Екатериненштадтом, а его жители говорили только по-немецки. Здесь до сих пор многие говорят на „родном“ языке. Правда, всё реже и реже — в основном дома или в Центре немецкой культуры.

История одной семьи

Елена Гейдт до сих пор думает по-немецки. И дома говорит на немецко-русском языке с мужем и дочерьми.
— Я, как и многие немцы, приехала на родину предков в 80-х, — рассказывает Елена. — В 1941 году по указу Сталина всех поволжских немцев сослали в Сибирь. Деда Елены отправили в трудовой лагерь, бабушка осталась жить в селе, у неё на руках оказалось пятеро маленьких детей. В Сибири они ходили в школу, учили незнакомый русский язык и дрались, когда их обзывали фашистами. В 1958 году им разрешили переехать. Гейдты выбрали Казахстан.

— Мама вышла замуж, в Казахстане родилась я и мои братья и сестры, — вспоминает Елена. — В нашем классе учились 14 немцев, а также чеченцы, ингуши, татары. Фашистами нас уже никто не дразнил, потому что в школе учились дети ссыльных. Нам очень повезло с учителями-немцами. Мы учили наизусть Гёте и Шиллера. Помню, как учительница говорила мне: „Лена, учи язык, он будет тебя кормить“. Она была права. Я возглавляю Национально-культурную автономию российских немцев Марксовского района и в основном общаюсь на их языке.

В 80-х немцам разрешили вернуться на родину. Приехали многие, в основном на старые места — в Энгельсский и Марксовский районы. Через пару лет колхозы, где работали немцы, стали миллионерами. Немецкое качество было во всём: в городах и сёлах — чистота, на полях всё росло и колосилось, открывались сыроварни и колбасные цеха.

Вернулись, чтобы уехать

— Когда после развала СССР президентом России стал Ельцин, у нас, поволжских немцев, появилась надежда, что здесь, в Саратовской области, снова будет автономия — как когда-то при Екатерине, — рассказывает Елена Гейдт. — Но эта идея не пришлась по душе тем, кто приехал сюда во время войны. В городе устраивали демонстрации, по улице ходили люди с плакатами „Не дадим в сердце России устроить фашистское логово“. После этого многие уехали в Германию. В 42-м нас депортировали, в 90-х мы бежали отсюда сами… Сейчас те, кто митинговал против автономии, жалеют, говорят, что „при немцах“ жилось бы лучше.

Все братья и сёстры Гейдт уехали на родину, Елена тоже получила разрешение на выезд.
— Но я осталась, поскольку успела выйти замуж за русского, родились дети, — говорит Елена. — Сейчас в Марксе живут около 8 тысяч немцев и членов их семей. Учим немецкий язык, поём песни — стараемся, чтобы в нашей культуре осталось что-то исконно немецкое. Я осталась Еленой Гейдт. Хотя, если бы взяла фамилию мужа, возможно, была бы депутатом. К людям с немецкими фамилиями до сих пор относятся настороженно — в людях живёт страх, что потомки немцев, построивших этот город, могут вернуться в свои дома и занять ключевые позиции в городе.

Факты

  • Город, основанный колонистами из Германии, Бельгии и Швейцарии, четыре раза менял своё название.
    Указом императора Николая II от 13 марта 1915 года Екатериненштадт был переименован в Екатериноград. В мае 1919 года город переименован в Марксштадт (в честь Карла Маркса), а весной 1942 года — в Маркс.
  • Памятник Екатерине II был создан на пожертвования немецких колонистов. Скульптура изготовлена в 1851 году бароном фон Клодтом в Санкт-Петербурге. В 1941-м памятник переплавили на нужды фронта. В 2007-м в Марксе появилась новая Екатерина.

Адольфам не повезло больше всех

Я родился в Сибири через девять лет после войны, — рассказывает пастор лютеранской церкви города Маркса Владимир Родиков. — Мама вышла замуж за русского, и меня назвали Владимиром — тогда боялись давать немецкие имена. В нашем посёлке было много подростков со звучными немецкими именами: Карлы, Конрады, Арнольды. Всех называли фашистами. Но больше всего не повезло мальчикам, которых назвали Адольфами.

Эти дети родились до войны, и их родители не подозревали, что спустя год-два именно это имя в СССР будут ненавидеть больше всего. В те годы не принято было менять имена, тем более ссыльным немцам. Подросткам приходилось мучиться, многим это имя впоследствии испортило жизнь — они не смогли поступить в институты. Как правило, работали в мастерских или на заводе.

Малая родина. Миллионер спустился с неба

Карл Лоор появился в Марксе внезапно — прилетел на вертолёте. Пришёл в Немецкий дом и попросил договориться о встрече с представителями городской администрации.

Российский немец, владелец крупной строительной корпорации в Белгородской области представил свой проект по восстановлению старинной лютеранской церкви в селе Зоркино Марксовского района, где родился и вырос его отец Карл. На реставрацию немец готов потратить 80 миллионов долларов.

— Моих родителей, как и всех поволжских немцев, сослали в Сибирь, — рассказывает бизнесмен Лоор. — Потом мы переехали в Белгородскую область, в Старый Оскол, где я открыл свой бизнес. Несколько лет назад отец умер. Мы никогда не говорили с ним о его прошлом, почему-то это была запретная тема. О том, где они жили до ссылки, мне рассказала мама. И я полетел на родину отца. Посмотрел на село сверху, увидел разрушенную церковь, нашёл в архивах документы. Решил восстановить церковь, куда в детстве ходил мой отец, в память о моей семье. Будет воссоздана вся церковная атрибутика, и желающие смогут там молиться. Но это не главное. Я хочу, чтобы церковь стала культурным центром. Здесь будут проходить музыкальные фестивали, местные жители смогут изучать немецкий язык. Надеюсь, что этот объект не позволит деревне исчезнуть. Я уже взял в аренду на 49 лет землю, на которой находится лютеранская церковь. Столько не проживу, но моё дело продолжит сын, мы уже договорились.

Алена Бобрович, „Metro International“

Есть 12 комментариев к статье „Поволжские немцы страдают из-за фамилий

  1. Да, было тяжело. Но, думаю, основные проблемы для поволжских немцев — уже в прошлом. Те, кто не был особо стойким, или ассимилировался с русскими, или выехал на родину предков. Это раньше немцем было не модно быть, а сейчас к этой национальности в стране совсем другое отношение.

    1. Много немцев уехали в Германию, а те, которые остались, уже давно не притеняются русскими. А слово „модно“ вообще не подходит ни к какой нации либо фамилии. У меня в классе учились 2 немца. Для нас они были такими же, как и мы, русские. Сейчас они с семьями живут в Германии.

      1. В годы перестройки, действительно многие немцы уехали в Германию, но там они остаются для коренного населения русскими. До отечественной войны в Саратовской области была немецкая автономная республика, именно она и является для многих немцев их родной землёй. У меня мама там родилась и если бы не годы репрессий, то наверное до сих пор жила бы в г. Энгельс.

        1. Перестройка. Репрессии. Русские тоже в эти периоды отечественной истории жили не сладко, только бежать им было некуда, и они выживали на родине. Видимо для многих немцев Россия — родина не до конца. Хватит уже группироваться по национальному признаку и плакаться, что тебя не воспринимают. Давайте все: немцы, русские, украинцы, евреи и другие народы многонациональной России, станем называть себя россиянами и жить одной дружной семьёй.

          1. Для немцев, которые родились в России и Германия — родина не до конца. Коренные жители их не считают за настоящих немцев. С ними там общаются холодно и им приходятся поддерживать знакомство только с такими же переселенцами, которые приехали из России или из стран СНГ.

    2. По вашей логике, быть особо стойким это не ассимилироваться и оставаться в России? Кому нужна ваша стойкость? Люди просто хотят хорошо жить без депортаций, бесправия и нищеты. Думаю, те, кто остался, жалеют, что не уехали в Германию. На счет „моды“ — это вопрос культуры и образованности населения.

      1. Соглашусь с тем, что сейчас у нас очень страдает культура. Но вот, то что многие жалеют о том, что не уехали в германию — я сомневаюсь. Всё же, это люди которые родились и воспитывались в советской стране по нашим законам. И мышление сейчас у этих людей другое. Иначе бы они не приехали на открытие памятника.

      2. Денис! очень точно подмеченно. мы ехали не за красивой жизнью, а чтобы остаться немцами, дети, внуки. в Марксе 3 сестры моих живет все они полностью асимилировались. как говорит одна из моих сестер: я я шлагбаум. тут многие говорят: сейчас другая обстановка. а какая она была в 91−92 ?хочеться ответить Лены Гейдт. Лена ты меня хорошо знаешь. поправочку небольшую. во всей Саратовской губерни проживает 7 тыс немцев подсчитай в % эквиваленте сколько будет? Галина! кто вам такую ерунду говорит: в Германии они русские? если человек не хочет адаптироваться он и в Африке останеться русским. я 25 лет в Германии заработал и пенсию сдесь и меня никто не разу не назвал русский. надо знать язык и законы что бы чувствовать себя наровне со всеми. Володя Родиков правду сказал и ему было легче чем мне с немецкой фамилией. приходилось каждый день драться. Генадий Бельды! вы предлагаете отказаться от своей идентичности, асимилироваться и быть русским? зачем тогда меня Мама родила немцем? читаешь и такое ощющение испытываешь что и сейчас очень мало поменялось в умах молодежи.

  2. Путин сказал auslander kain- и некогда и не было не каких колоний на теретории Росси и по этому Я Вам скажу что в Россиском паспорте графа национальность отсутсвует кем хочеш тем и называйся … только о вашем происхождении на любом посту гаи могут рассказать да помалкивают.--- Нам только культура и осталась о которой мне вобще не извесно. Очень хочется выучить язык. Вдруг поподу на страшный суд А там по немецки разговаривают? Не пойму не одного слова. Катострофа!

    1. учите историю России тогда и плавать не будете.

  3. В Сарапуле на Каме, тоже очень много немцев проживало. Даже есть немецкое кладбище. Но сейчас многие уехали. Но еще какая-то часть осталась. Также есть и немецкий культурный центр.

    1. ну сейчас такие центры в каждой деревне по всему Союзу развелось. надо понимать что это только культурные центры без териториального образования. а вы лучше меня спросите где немецких кладбишь нет? они везде от Сахалина до Калининграда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *