С нового года вступил в силу федеральный образовательный стандарт для дошкольных учреждений. Он устанавливает, что каждый детский сад теперь будет разрабатывать свою образовательную программу, отталкиваясь от образца, рекомендованного Минобрнауки. Кроме того, садики в ближайшее время должны измениться таким образом, чтобы максимально способствовать развитию малышей, став своеобразными игровыми зонами.
Подробнее о том, как проходит реформа в Марксовском районе, рассказали методисты Комитета образования Светлана Тё и Ирина Кузнецова. Действительно, дошкольные учреждения ждут перемены. Новый стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования и предъявляет требования к трём основным компонентам: к содержанию общеобразовательной программы, к условиям её реализации и к результатам освоения. То есть, детским садам даются указания, что нужно сделать, в каких условиях и каких результатов нужно при этом достигнуть. Теперь к первому классу ребёнок должен будет не только иметь определённые знания и навыки, но и достигнуть некоторой ступени социализации. Это значит, что будущих школьников мало научить писать и читать, необходимо также развить их личностные качества.
При этом стандарт не устанавливает воспитателям строгие рамки, напротив, чётких указаний, как работать с детьми и развивать их индивидуальность, нет, есть только примерные программы, на основе которых воспитатель может создавать собственные, авторские системы. Ещё одним новшеством стало то, что теперь каждая группа может заниматься по собственной программе. Таким образом, отдавая ребёнка в садик, родители имеют возможность выбрать не только детский сад, работающий в определённом направлении, но и группу с оптимальным, по их мнению, подходом, тем более, что эта информация есть на сайтах дошкольных учреждений.
Теперь дети в садах будут учиться, играя; с их индивидуальностью будут больше считаться, тем самым формируя личностные качества ребёнка и его уверенность в себе. Никаких экзаменов и аттестаций не будет, главный упор отныне делается на развитие через игру, общение со сверстниками, старшими ребятами, семьёй и воспитателями. Кстати, родителям не придётся за это доплачивать. Более того, воспитатели и психологи будут помогать мамам и папам на всех этапах взросления их малыша, давать необходимые консультации, ведь личность ребёнка формируется в первую очередь в семье.
Для воспитателей же переход на новый стандарт ознаменуется, конечно, курсами повышения квалификации, ведь любая модернизация требует высококвалифицированных кадров. На май этого года уже запланированы выездные курсы для 42 воспитателей, лекции которым прочтут специалисты Саратовского института повышения квалификации. Кроме того, обучение в областном центре пройдут 10 музыкальных руководителей, им тоже надо научиться работать с детьми по-новому.
Пока ещё мало методической литературы, которая расскажет педагогам и психологам, как внедрять новый стандарт, но задача уже поставлена — главной целью детского сада, как структурного звена образовательного процесса, является мотивация детей к учёбе и подготовка личности ребёнка к процессу взросления, и всё это должно осуществляться через игру. Достаточно сложно, но сотрудники дошкольных образовательных учреждений уже начали переход на ФГОС, и уже летом готовятся представить свои программы развития малышей.
Источник — газета „Воложка“, Марина Гибий.