Июнь всегда был месяцем сдачи выпускных экзаменов, время, перенасыщенное эмоциями и переживаниями. Наконец-то становится ясно: чем школьник или студент занимался в течение всего учебного года. Государственный экзамен — это не просто проверка на наличие знаний, но и на выдержку, работоспособность.
20 июня в Марксовском училище искусств прошёл не совсем обычный экзамен студентов хорового отделения. Нет, на первый взгляд всё было как положено: строгая комиссия, тишина в зале, волнение студентов, которым предстояло показать всё, чему они научились в стенах училища. Экзамен состоял из двух частей: в первой исполнялись произведения для хора, здесь оценивалось мастерство студента как дирижёра и его работа с хором. А вот о втором отделении, точнее, части экзамена — разговор особый.
Начнём с того, что на сцену вынесли стол, скамьи, сундучок-укладку, словом — декорации, изображающие внутреннее убранство обыкновенной русской избы. Следом вышли настоящие русские красавицы в сарафанах, цветастых шалях и платках. А когда одна из них торжественно и важно объявила: „программа итоговой государственной аттестации при работе с хором и фольклорным ансамблем. Отделение: руководитель народного хора“, стало ясно, что всех находящихся в зале ожидает необыкновенное зрелище. Свою программу показывала Татьяна Щетинкина (класс преподавателя И. Н. Рюмшиной), и называлась она „Сватовство и девичник свадьбы Саратовской области“. Всё это было кропотливо восстановлено студентами и преподавателями училища по исследовательским источникам.
На сцену вышли действующие лица: невеста с подружками, сваха с женихом, брат жениха с женой, сватья, и началось яркое, незабываемое представление. Но прежде, чем рассказать о том, что происходило на сцене училища искусств, следует сделать небольшой исторический экскурс.
Пожалуй, никому не надо объяснять: что представляет собой и как проходит любая современная свадьба. Но вряд ли кто задумывался над тем, какой же была традиционная русская народная свадьба, отголоски которой ещё слышатся в нынешних свадебных торжествах.
Русские крестьяне исстари слывут людьми обстоятельными и серьёзными, спешка для них во все времена была делом неприемлемым, потому и сам свадебный обряд тянулся около полугода и включал в себя множество традиционных элементов, в числе которых были: сватовство, рукобитье, выкуп, девичник, венчание, сам свадебный пир. Во всех совершаемых обрядах, в каждом, даже самом незначительном нюансе, заключался огромный смысл. Можно сказать, русская свадьба была эдаким театрализованным представлением, в котором у каждого участника была своя, строго определённая роль. Но доминировала на свадьбе, конечно же, сваха. А хорошая сваха всегда была нарасхват!
В итоговой программе Татьяны Щетинкиной было показано лишь два обрядовых эпизода, а именно: сватовство и девичник. Во время просмотра не покидала мысль: „До чего же старинные костюмы преображают наших современных девушек!“. И в самом деле, что-то волшебное есть в длинном сарафане, в повязанном особым образом платке. Во всех движениях появляется степенность, важность и плавность. Вот юная испуганная невеста, которую одевают подружки к встрече со свахой и женихом. Какой павой она выступает перед гостями! А сваха подначивает, будто с издёвкой, просит невесту показать во всей красе. И одета-то она вроде бедненько, и личиком бледна — не болеет ли? А уж наш-то молодец и румян, и пригож, и во всех делах хорош! Но в этом, казалось бы, обидном для невесты действии, есть свой глубинный смысл: нельзя расхваливать невесту, дабы не сглазить её!
Поднести жениху чарочку, чтобы он пригубил из неё, обменяться троекратным, едва касаемым поцелуем, поклониться друг другу — во всём этом чувствуется уважение, серьёзность, обдуманность.
И всё это отражается в песнях, которые поются в течение всего свадебного обряда: и когда подружки невесту обряжают, и когда сама она причитает. Плач невесты — это тоже своего рода оберег, ведь выходить замуж со смехом нельзя было, как и всем своим видом показывать, что очень хочется замуж, даже за любимого!
Ну, а уж когда сговорились, можно и повеселиться! Тут выступает родня с обеих сторон: песни, пляски, порою не обходилось и без драки.
Всё это сумели показать участники фольклорного ансамбля, уложившись в отведённое для экзамена время.
Мы не будем говорить сейчас о самих результатах экзамена, это важно лишь для самих студентов. Но красота увиденного обряда покоряет раз и навсегда! И в памяти остаётся только это. Размышляя над увиденным, думаешь: до чего же мудрыми были наши предки! Как тонко они чувствовали каждое мгновение жизни, особенно такие важные моменты, как свадьба, рождение новой семьи, объединение двух родов. Пожалуй, подобную реконструкцию старинного свадебного обряда не мешало бы показывать не только узкому кругу специалистов, но и молодёжи — в назидание, а добрым людям — в удовольствие.
Юлия Антонова
Опубликовано в газете „Воложка“
Идиотизм какой-то