от года Оставить комментарий

Опыт организации представительства СГА в малом городе

Доклад на Межрегиональной (заочной) научно-практическая конференции „Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения. Достижения, проблемы, перспективы“. Автор — Гордеев Юрий Александрович, директор Марксовское представительства Современной гуманитарной академии.

В нынешней экономической ситуации значительная часть населения вынуждена адаптироваться к российским условиям рынка и искать собственный путь вхождения в бизнес. Но в бизнесе нет обязательной системы обучения, какая есть при подготовке других профессий: никто не может стать адвокатом или врачом, не пройдя долгий курс обучения. Факт, что только немногие из тех, кто добился успеха в бизнесе, являются самоучками. Без соответствующих знаний далеко не каждый способен увидеть в себе черты делового человека, а увидевший их рано или поздно (способности без учебы недорого стоят) столкнется с необходимостью изучить основы бизнеса, получить знания по экономике, финансам, бухучету, менеджменту, юриспруденции, психологии и др. и начать применять эти знания на практике, совершенствуя их день ото дня.

В связи с этим мы являемся свидетелями интенсивного процесса производства и потребления образовательных услуг. Приобрела особую актуальность проблема оказания образовательных, в том числе информационных, услуг с применением очень перспективных дистанционных технологий на базе представительств наиболее передовых в этом направлении вузов. Для деятельности в рамках представительства не обязательно иметь лицензию на образовательную деятельность и государственную аккредитацию. Для этого достаточно документов, имеющихся в пилотном вузе.

Для реализации предлагаемой программы потребовалось последовательное решение следующих задач:

  1. Проведение маркетингового исследования с целью прогнозирования емкости рынка образовательных услуг в регионе, определения потребностей потенциальных клиентов и необходимого потока услуг для их удовлетворения. Определение критериев отбора и выбор на их основе вуза для внедрения заочно-дистанционных форм образования.
  2. Техническое оснащение учебного центра (офисная мебель, оргтехника, расходные материалы).
  3. Проведение круглогодичной рекламной кампании в наиболее эффективных ее формах.
  4. Согласование с местными органами самоуправления вопроса организации представительства и формирование пакета документов для его официального утверждения.
  5. Организация набора абитуриентов.
  6. Оснащение учебной базы представительства электронно-информационными, программными и методическими средствами.
  7. Организация технического сопровождения дистанционного образовательного процесса для студентов заочной формы обучения.

Анализ статистических данных показал, что Марксовский район Саратовской области является типичным для всего Поволжского региона. В существующих условиях 50−60% учащихся девятых классов средних общеобразовательных школ переходят в десятые классы, а 22−25% поступают в профессиональные училища. До 5% школьников нигде не работают и не учатся. Из молодых людей, поступивших в вузы других городов, лишь 15−20% возвращаются обратно. В результате многие работники правовых и налоговых органов, банковских учреждений и др. имеют во многих случаях лишь среднее специальное образование.

В целях ликвидации указанного отставания в г. Марксе (70 тыс. населения вместе с районом) в январе — августе 2002 года нами проведена работа по внедрению дистанционных образовательных технологий на базе Марксовского представительства СГА.

На начальном этапе нами отрабатывалось взаимодействие с целым рядом государственных и негосударственных вузов (Саратовский государственный социально-экономический университет, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Российский государственный гуманитарный университет, Международный институт экономики и права, Современный гуманитарный институт и др.), участвующих в эксперименте по внедрению дистанционных образовательных технологий. После анализа и сравнения предлагаемых вузами образовательных технологий был сделан окончательный выбор в пользу Современного гуманитарного института, как наиболее приемлемого. Решающую роль при принятии решения сыграли следующие факторы:

  • рейтинг вуза на российском рынке образовательных услуг;
  • наличие в непосредственной близости от организуемого представительства крупного филиала соответствующего вуза;
  • минимальное количество студентов, достаточное для организации представительства;
  • гибкость системы оплаты за обучение и умеренность цен;
  • востребованность и широта спектра предлагаемых специальностей и перспектива его расширения;
  • возможности технического, электронно-информационного, программного и методического сопровождения дистанционного образовательного процесса.

Под кабинеты, необходимые для организации представительства и технического сопровождения дистанционного образовательного процесса СГА, оказалось возможным занять площади одного из профессиональных училищ города (офис — 15 кв. м и учебная аудитория — 50 кв. м). При этом отношения между двумя учебными заведениями были оформлены соответствующими договорами о сотрудничестве в целях обеспечения концепции непрерывного профессионального образования и о совместном использовании технических средств обучения в образовательном процессе.

Анкетный (выборка 180 человек) и телефонный (выборка 95 человек) опрос позволил составить усредненный социальный портрет потенциального студента СГА. Это молодой человек с преимущественно гуманитарной направленностью интеллекта хорошего (35−40%) и среднего (25−30%) уровня с невысоким доходом (средняя зарплата по региону составляет $ 60 в месяц). Половозрастной срез показывает, что это в основном женщины (до 70%) в возрасте 23−30 лет.

Основные мотивы при выборе вуза и специальности следующие: интерес к избранной области знаний (30−40%); перспектива последующего трудоустройства и закрепление в „среднем“ классе (55−65%); повышение уровня образования (20−30%). Около 75% студентов устраивает диплом бакалавра, около 15% студентов планируют продолжить образование.

Отчетливо выявлено, что абитуриенты, имеющие в аттестате одинаковые оценки, обладают при этом очень разным уровнем знаний и умений по различным предметам. При поступлении в вуз все первокурсники неизбежно сталкиваются с коренным изменением форм учебной деятельности: при дистанционном обучении, применяемом в СГА, доля самостоятельной работы значительно больше, чем при традиционном обучении в школе и других вузах. При этом открывается возможность получения любым человеком новых знаний и умений не только перед началом практической деятельности, но и на любом этапе своей жизни по мере возникновения такой необходимости. Зарубежные педагоги, говоря о перспективах образования, отмечают, что обучение в будущем станет процессом свободного индивидуального выбора, не прекращающимся на протяжении всей жизни (long-life education). Эта концепция стала популярной благодаря возможности ее осуществления с помощью дистанционных методов для огромных масс разновозрастного населения. Если рассматривать весь потенциальный рынок потребителей данной формы обучения, то он огромен и включает в себя все категории граждан с различным уровнем интеллекта и индивидуальным темпом усвоения знаний, желающих получить образование или профессию в удобном для них месте и в удобное время.

Существенно, что город Маркс и окружающие районы не имеют развитой университетской инфраструктуры. Наукоемкость указанной сферы деятельности ограничивает лавинообразный рост конкурентной среды (как это мы наблюдаем, например, в мелкорозничной торговле).

Как уже отмечалось, рассматриваемый регион характеризуется невысоким уровнем доходов основной массы населения, поэтому из всех возможных форм проводимой ценовой политики („снятия сливок“, завоевания рынка, изгнания конкурентов, демпинга, устойчивого присутствия) была избрана последняя (политика умеренных цен). Проведенные нами исследования позволили определить оптимальное соотношение между затратами при выбранной обучающей технологии и невысокой платежной способностью основной массы населения региона. Например, в случае высшего образования по заочно-дистанционной форме оплата на сегодняшний день должна составлять $ 180 — 200 за один семестр.

Предварительное изучение вопроса выявило постоянный устойчивый спрос на указанный вид услуг, что позволило на первом этапе (1−2 года) привлечь контингент обучающихся по различным направлениям 100−150 человек.

Благодаря богатству технических средств и применяемых форм образовательных и информационных услуг с применением дистанционных технологий имеется возможность осуществления дифференцированного подхода к клиентам в зависимости от их способностей, возможностей, образовательных потребностей, социального положения и половозрастных особенностей. Поскольку каждый конкретный вид образовательной услуги имеет свой „жизненный цикл“, необходимо будет наладить постоянное обновление ассортимента услуг.

Примечательно, что среди абитуриентов оказались жители других городов, в которых имеются представительства и филиалы подобных вузов, но отдавшие предпочтение СГА в силу более приемлемой гибкой системы оплаты за обучение.

Предварительное техническое оснащение будущего учебного центра, расходы на аренду офиса, обеспечение рекламной кампании на самом начальном этапе производилось за счет привлеченных средств физических лиц, осуществлявших проект.

Круглогодичная рекламная кампания включала в себя следующие моменты:

  • расклеивание рекламных материалов в микрорайонах с наиболее высокой плотностью населения, на рекламных щитах, в общественном транспорте, в местах периодического большого скопления народа (городской рынок, на автобусных остановках), в официальных учреждениях (инспекция по налогам и сборам, жилищно-эксплуатационное управление, центр занятости населения, военкомат, ГИБДД, управление пенсионного фонда, отделения сбербанка, поликлиники), в средних специальных учебных заведениях и школах, в магазинах и т. д.;
  • раздача рекламных материалов на еженедельных совещаниях у главы муниципального образования, на торжественных мероприятиях по случаю выдачи дипломов в начальных и средних специальных учебных заведениях, школьникам и их родителям и т. д.;
  • рассылка информационных материалов должностным лицам района (начальнику отдела образования, райвоенкому, начальнику отдела внутренних дел, директорам промышленных и сельскохозяйственных предприятий, директорам школ района) и выпускникам средних специальных учебных заведений;
  • проведение рекламных мероприятий на родительских собраниях в школах города и района, на проводимой отделом занятости населения ежегодной ярмарке учебных мест, на общегородском празднике „Татьянин день“;
  • размещение рекламных статей и рекламных объявлений в периодической печати и на местном телевидении;
  • оформление рекламного стенда непосредственно в представительстве СГА.

Проведение указанных рекламных мероприятий позволило в ходе зимнего набора в январе 2002 года набрать 14 первых студентов, а в ходе летнего набора в августе 2002 года набрать еще 50 студентов по специальностям „Экономика“ и „Юриспруденция“. Официальное решение об организации Марксовского представительства было принято в декабре 2002 года. Итоги первой сессии (95% экзаменов по всем группам и специальностям оценены на „4“ и „5“) показали хорошие итоги применяемой в СГА обучающей технологии. В течение двух учебных семестров свое обучение прервал только один студент (в силу финансовых затруднений).

В дальнейшем динамика роста численности студентов, пользующихся услугами Марксовского представительства составила: 2003 г. — 142 чел., 2004 г. — 215 чел. На 01.09.2005 г. общая численность достигла 291 чел.

Оснащение учебной базы представительства техническими, электронно-информационными, программными и методическими средствами осуществлялось силами Саратовского филиала СГА (директор проф. Крючков В.Н.) и пилотного вуза.

Гордеев Юрий Александрович, директор Марксовского представительства СГА,
кандидат технических наук, стаж работы в СГА — 3 года.

источник: www.muh.ru/arch/konf_mGordeev2.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *