11 марта в Марксе и селе Подлесное прошли концерты Саратовского губернского театра хоровой музыки под руководством заслуженного деятеля искусств РФ, профессора областной консерватории Людмилы Алексеевны Лицовой.
Пятнадцать лет назад театр дал свой первый концерт. С тех пор артисты исколесили всю Россию, выступали в странах Западной Европы, были в Мексике, Аргентине, Америке. Но, несмотря на плотный гастрольный график и всемирное признание, театр всегда находит время, чтобы посетить наш город, с которым его связывает многолетняя дружба. Ведь здесь работают выпускники Саратовской консерватории, а в самом хоре поют две наших землячки, закончившие Марксовское училище искусств. Это Светлана Мальцева и Оксана Кузуб.
В этот раз в камерной обстановке училищного актового зала прозвучали произведения современных композиторов Александра Кулыгина, Владимира Довганя, Родиона Щедрина, а также Дмитрия Шостаковича и Георгия Свиридова, включённые в новую концертную программу. Вела конферанс сама Людмила Лицова, предваряя каждый номер интересными сведениями о жизни и деятельности театра. За пятнадцать лет многое случалось, однажды даже пришлось выступать в полной темноте. Путешествуя по миру, артисты знакомятся с традициями разных стран и стараются использовать полученные знания в своём творчестве. Так, включив однажды в программу рождественскую песню „Тихая ночь“, Людмила Алексеевна была уверена: это произведение настолько редко исполняется, что можно без опасения называться её первооткрывателями для широкой публики. Какого же было удивление саратовцев, приехавших на гастроли в Польшу, когда из каждого окна кафе или радиоприёмников в такси доносились звуки этой мелодии! Зато теперь хор исполняет „Тихую ночь“ на русском, немецком и английском языках, включив её в, так называемый, „Венок колядок“ вместе с народными святочными колядками „Овсень“ и „Щедровiчка“.
И всё же театр сумел отличиться исполнением никому неизвестных произведений. Например, концерта московского композитора Александра Кулыгина с необычным названием „Странные встречи на Невском“. Его артисты ещё не пели даже в родном Саратове. Премьера состоялась в Марксе! Правда, было исполнено всего два номера из концерта.
А перед исполнением небольшого фрагмента из хорового концерта Владимира Довганя „Горные напевы“ Людмила Алексеевна рассказала такую историю: много лет назад, будучи студентом столичной консерватории, композитор отправился в экспедицию в Закарпатье. После чего под впечатлением от увиденного и услышанного и был написан этот концерт, причём на украинском языке с карпатским диалектом. Произведение оказалось настолько трудным для исполнения, что пролежало на полке целых двадцать лет. Сам композитор был уверен в том, что ни один хоровой коллектив не рискнёт взяться за него. Саратовский театр рискнул, и не прогадал!
Надо заметить, что практически каждый номер этой концертной программы был посвящён коллегам-преподавателям училища искусств: Алёне Морозовой и Владимиру Родикову, нашей землячке Антонине Фоломьёвой и всем женщинам, присутствующим в зале. В их честь звучал „Заздравный кубок“ и итальянская серенада, которую спел заслуженный артист, тенор Андрей Яцуненко.
Отличительная особенность Саратовского театра не в статичности, присущей многим хоровым коллективам, а в движении. Так, во время исполнения „Танго“ Асторо Пьяцолло артисты Анна Зубрилина и Азамат Лакунов солировали в жгучем аргентинском танце. Задорно приплясывали артисты, безбоязненно ломая сложившиеся стереотипы о хоре, когда показывали зрителям несколько фрагментов из оперы Родиона Щедрина „Не только любовь“. А в заключении вместе с залом солисты театра спели известные песни из старого советского фильма „Верные товарищи“.
— Приглашайте нас ещё! — напоследок обратилась к марксовцам Людмила Лицова. — Мы всегда с радостью откликнемся!
А мы будем с нетерпением ждать очередного приезда Саратовского губернского театра хоровой музыки с новой концертной программой.
Юлия Антонова
Опубликовано в газете „Воложка“