Написать данную статью меня побудили непрекращающиеся и неутихающие споры по поводу закрытия политехнического лицея. При этом высказываются домыслы людей, совершенно далеких от этого вопроса. Да, такая проблема возникла и возникла она не сегодня, также как и проблема функционирования и расширения своих возможностей в образовательном процессе Марксовского филиала Саратовского государственного социально-экономического университета.
На наш взгляд, всё началось от недостатка информации у родителей и учителей. Вопрос ставился не о закрытии лицея, а о приостановке приёма в начальные классы. Ведь надо чётко понять, что реформа школьного образования, его модернизация предусматривают новую систему оплаты труда, которая напрямую будет зависеть от количества учеников в классе и, в целом, в школе. А школы сегодня не заполнены и не заполнены будут, по имеющимся аналитическим данным, ещё долго. Будут создаваться базовые школы, где сконцентрируются материально-технические и кадровые ресурсы.
А на какой основе делать базовым учебное заведение из лицея? Тот, кто это понимает, тот, естественно, высказался в пользу таких городских школ, как: СШ № 4, СШ № З, СШ № 6 и другие, но не построек начала XX века, которые не отвечают никаким нормам СанПина.
А вообще, кто запрещает сделать лицей, например, из СШ № 4 и СШ № 6?! Разве там уже материальная база или педагогический коллектив? Конечно, нет. И медалистов если считать, что в лицее дети одарённые (отобранные), одинаковое количество. Было бы стыдно, если бы одарённые дети получили меньше медалей. Да и проблемы по лицензированию, не будем лукавить, в лицее были очень большие, они остались и до сих пор.
С другой стороны, почему районное собрание выбрало именно лицей? Потому что техническое состояние здания по сравнению с другими школами, не выигрывает ни по каким показателям.
А все домыслы о „продаже лицея“, его „перелицевании“ и тому подобные, высказанные в заказных статьях, не имеют под собой никакой основы.
Вторая проблема — сохранение филиала и реорганизация его в Институт экономики и управления СГСЭУ.
Разве это для города плохо? Должен, кстати заметить, что филиал, как правило, в этих статьях затрагивали „мимоходом“, понимая всё-таки, что он нужен и привнёс в район свежую струю.
На самом деле администрации поставлено жёсткое условие: выполнить гарантии перед Министерством образования РФ, которые были даны в 2001 году. И мы их выполним, ибо не собираемся терять одно единственное на район высшее учебное заведение, открытое по нашей инициативе и просьбе. В области ведут образовательную деятельность ещё три таких филиала — в Петровске, Балашове и Балаково. В этих городах были переданы под филиалы лучшие образовательные учреждения. Не возникло вопросов и у жителей. Там сразу поняли преимущества студенческого города, как градообразующего фактора. Значительная роль в создании которого принадлежит филиалам высших учебных заведений.
Давно отмечено, что малые города России, за счет образования в них филиалов, сумели значительно ослабить миграцию населения, в том числе молодёжи, в областные центры и мегаполисы. В свою очередь, это оказывает влияние на социально-экономические решения муниципальных органов власти при определении параметров города, его инфраструктуры, поиске новых рабочих мест для выпускников вузов и других социальных слоев населения.
Говорить о перенасыщенности юристов и экономистов не стоит. Надо знать ситуацию. У нас в районе даже многие главные бухгалтера и экономисты не имеют высшего образования. И филиалу, как минимум, нужно работать ещё лет двадцать, чтобы наполнить район кадрами с высшим экономическим образованием.
Да, они может и есть. Это те, кто закончил или учится в непонятных учебных заведениях, называемых представительствами. Представительства, которые, во-первых, не имеют права по закону вести образовательную деятельность, как не имеющие собственной именной лицензии, собственной материально-технической базы, собственных научных кадров. Какое они там получат образование — понятно всем, но в статистику выпускники таких „виртуальных“ вузов, получающие после окончания дипломы юристов и экономистов, войдут.
Марксовский филиал за время своего существования зарекомендовал себя с лучшей стороны. В 2007 году прошел аттестацию, государственную аккредитацию, получил лицензию до 2012 года,
Филиал имеет лучший показатель по остепененности преподавателей. В штате работают 75% преподавателей, имеющих учёные звания и степени докторов наук и кандидатов, профессоров и доцентов.
Проверка показала, что качество знаний по всем проверенным дисциплинам оказалось выше пороговых значений. По итогам получена рекомендация о реформировании филиала в институт.
Не следует забывать, что на собрании родителей было сказано, что университет готов открыть свой лицей, где будут вести занятия талантливые учёные и высококвалифицированные преподаватели школ. Да, это будут 9, 10, 11 классы, то есть это те дети, которые уже определились со своими наклонностями, а не их родители, которые привели их в первый класс. Как показывает практика, в том числе в областном городе, лицейские классы — это старшие классы. Многие выпускники нашего лицея учатся в экономическом и других вузах, их фамилии известны. У них за время учёбы в лицее не появилось желания продолжать освоение технических наук, а это и „серебряные“ и „золотые“ медалисты. Но их судьбу определили родители с младших классов. Не стоило говорить на собрании члену инициативной группы за всех, что они без технических наук и математики жить не могут.
Безусловно, велико воздействие студенчества на научно-педагогическую деятельность всей социальной и образовательной среды города. Студенты активизировали общую культурную среду района и их общественную жизнь. Без их участия не обходится ни одно городское культурно- массовое мероприятие. Они не только являются активными участниками спартакиад, гражданско-патриотических акций, различных смотров художественной само деятельности, но и сами инициируют проведение игр КВН, экологических десантов по благоустройству города, праздников.
Поэтому давайте не будем решать эти вопросы „толпой“, „митингами“. Мы, таким образом, никогда не придём к согласию. Более того, управление образования, к великому сожалению, не проследило, что бы в эти дрязги втягивали детей, что совершенно недопустимо и непедагогично.
И последнее. Мы не собираемся закрывать в лицее те классы, которые учатся по программе лицейского обучения. Они завершат свое обучение, как и запланировано.
Ю.М. Моисеев, глава Марксовского муниципального района
Опубликовано в газете „Воложка“