Полянка — для веселых и находчивых

Директор детского центра Полянка - Людмила Александровна Абдрашитова

Директор детского центра Полянка - Людмила Александровна Абдрашитова

„Знаете, есть директора, которые умеют грамотно создать мотивацию, развивающую среду, обеспечить материальную базу; директора, с которыми можно поделиться своими радостями и горестями. А в нашем присутствует все. Что бы она ни делала, делает все на пять с плюсом!“ — вполголоса рассказывают педагоги марксовской прогимназии № 1, более известной в городе как детский центр „Полянка“, пока директор Людмила Абдрашитова спешит мне навстречу. На ходу она успевает дать указания, ответить на телефонный звонок и поинтересоваться у пробегающей мимо малышки, не болит ли у той снова живот.
Редкий сегодня случай — преподавательский состав детского центра не меняется вот уже 22 года. Именно столько существует „Полянка“. Трудно поверить, что такая преданность коллег и обожание ребятишек — результат стечения обстоятельств. Людмила Александровна никогда не планировала быть воспитателем. Больше мечталось о научной работе на ниве психологии. Увлечение именно этой наукой когда-то привело ее в Ульяновский пединститут на факультет дошкольной педагогики и психологии. Последнее слово стало ключевым при выборе вуза и специальности.

После окончания пединститута мечта едва не сбылась. Умницу и общественницу не могли не заметить. И предложили остаться в вузе. Но судьбу решила завкафедрой, неожиданно сказав: „Нет. Она будет работать в детском саду“. Слова оказались пророческими.

Правда, сбылись они лишь спустя несколько лет. В 1986 году Людмиле Абдрашитовой предложили на выбор стать заведующей сразу в двух детсадах. Один — с давно налаженным бытом, наработанной методической базой, сложившимся коллективом. Другой… Собственно, его еще предстояло построить. Она остановилась на втором варианте. Показалось более привлекательным создать нечто свое, принципиально новое. „Когда заступила, меня такая радость переполняла, чувство, что все удастся, — вспоминает Людмила Александровна. — И что люди, которые придут ко мне, останутся навсегда — так им будет хорошо“.

Позиция директора прогимназии: каким бы замечательным не был руководитель, все равно он никогда не будет идеальным для всех. Она открыто признается в своих недостатках, считая, что в одном коллективе все должны относиться друг к другу с пониманием. Поэтому Людмила Абдрашитова не может припомнить, что ей приходилось с кем-то конфликтовать.

Ей всегда хотелось сломать сложившийся в обществе стереотип: воспитатели — это те, кто носы вытирает и горшки выносит. Да, не без этого: на тебе ответственность за маленького человечка, которому только предстоит научиться ухаживать за собой. „Любит детей“, — говорим мы, когда хотим охарактеризовать кого-то с лучшей стороны. И однако с предубеждением относимся к людям, сделавшим эту любовь своей профессией. Вот директор банка — это серьезно и престижно. А в детский сад или в начальную школу идут середнячки, те, кто не способен добиться большего. „И я поставила перед собой задачу — побороть эти комплексы, в первую очередь в самих воспитателях. Показать им, как много они стоят, — рассказывает Людмила Александровна. — Они полностью раскрываются в общении с детьми: те их принимают, понимают, любят. Но это должны знать родители, которые доверяют им своих малышей, и все окружающие. Знать, что в детсаду работают люди интеллектуальные, творческие, одаренные, очень талантливые“.

Причем доказывать это педагоги „Полянки“ взялись в буквальном смысле. Как-то получили предложение от мужского коллектива с завода поучаствовать в КВН. Воспитатели вызов приняли, хотя и с опаской: завод — один из лидеров промышленности, его клуб считался центром культуры всего района. И выиграли с большим отрывом! „Это был первый шаг, — рассказывает Людмила Абдрашитова. — Конечно, мы и до этого проводили различные мероприятия в рамках своей профессии. Наша общественная работа оставалась в тени. А тут нас все увидели“.

На следующий год заводчане вознамерились взять реванш — и снова поражение. Собственно, воспитатели с самого начала доказали, что им нет равных в находчивости. Ведь официальный день рождения „Полянки“ приходится на 1 апреля 1987 года. Посмеяться действительно было над чем. Вышестоящее руководство настаивало на скорейшем начале работы, поэтому здание сдали с большими недоделками. Устраняли их постепенно, открывая в месяц по одной группе в течение года. Приходилось проявлять чудеса изобретательности, чтобы ни начальство не нашло, к чему придраться, ни родители не беспокоились за малышей. Зато сегодня 1 апреля — традиционный праздник для жителей города. Этот день у всех ассоциируется с „Полянкой“ — центром творчества и жизнелюбия.

Тогда, на волне перестройки, коснувшейся многих сфер жизни, детский сад тоже зарекомендовал себя как не совсем традиционное дошкольное учреждение. Здесь пошли на эксперимент, создав разновозрастные семейные группы. Опасения, конечно, присутствовали. В первую очередь у родителей. Мол, их чада и дома-то мирно не уживаются, а тут еще в детсаду целый день вместе. Каково же было удивление, когда они увидели, что детским распрям пришел конец, братья и сестры прекрасно находят общий язык. Прекратились ссоры, исчезли окрики, пропала необходимость напоминать, кто старший. „Им сегодня не хватает двора — такого, как это было раньше, куда мы, все разного возраста, выходили гулять, — считает Людмила Абдрашитова. — В таких группах изменились условия для игр, общение детей стало более социализированным“. Не секрет, что в компании ровесников всегда найдется ребенок, который знает чуть больше, чем остальные. Отсюда — завышенный уровень притязаний, самооценки. В разновозрастных группах все это исчезло. Старшие сами организовывают игры, привлекают малышей, а те стараются им подражать. В общем, плюсы налицо. Хотя были противники новой методы, в том числе и в самом коллективе, где принято прямо высказывать свое мнение. Кто-то считал, что такому серьезному учреждению не с руки опускаться на уровень деревенского детского сада. Но директор решила, что они просто будут иначе эту систему развивать и представлять. „Учитывая, что сейчас в семье чаще всего один ребенок, как же он может учиться ухаживать за более младшими и не обижать их? Теоретически?“ — рассуждает Людмила Абдрашитова.

Спустя еще какое-то время заметили, что хромает преемственность. И в рамках одного учреждения создали систему „детсад — школа“. Выпускаясь из групп, ребята сразу пересаживались за школьную парту. После чего не замедлили сказаться издержки работы с дошкольниками. Так стали рождаться более тесные связи одного звена образования с другими. И теперь это уже такой симбиоз воспитателей и учителей, что провести между ними черту невозможно. Все работают в тесном контакте, не считая зазорным постоянно учиться друг у друга.

Сейчас в „Полянке“ из 246 ребятишек школьников — 94. Мальчишки и девчонки с интересом изучают путешествие пирожка по пищеводу на уроках по развитию речи; прикусив от усердия язык, рисуют „весну-красну“; отгадывают загадки с помощью компьютера (кстати, полностью оборудованный компьютерный класс — заслуга давнего друга, депутата Саратовской областной думы Владимира Пожарова). Ребята постарше с гордостью демонстрируют веселый разрисованный букварь, собранный ими, что называется, по буковке — подарок малышам.

„Дети, которые от нас уходят, подтверждают стопроцентное качество знаний в среднем звене, — гордится Людмила Абдрашитова успехами коллектива. — Они легко учатся во всех школах. Некоторые уезжают в другие города, даже в Москву. И мы ни разу не слышали упреков в наш адрес“.

Сегодня Людмила Александровна затрудняется сказать, где же ее настоящий дом. „Когда дети были маленькие, муж говорил: у нас нет мамы, у нас есть директор, — смеется она. — Мне было немного обидно, потому что я старалась все совмещать. Были бы дети рядом, они бы подтвердили!“ Но дети, решив, что в семье достаточно одного педагога, выбрали другие профессии, разъехавшись кто куда: сын — в Москву, дочь — в Саратов.

А вот единственный пока 5-летний внук Виталик — рядом. И дома, и на работе. И уж точно не сомневается, что его бабушка — лучшая в мире. С чем согласятся все дошколята, которые вслед за ним с детской непосредственностью называют директора бабулей. Она не видит в этом ничего предосудительного. Ведь малышам, в течение всего дня находящимся вдали от мамы, так хочется прижаться к близкому человеку. К тому же не всем посчастливилось иметь свою бабушку.

Глядя на Людмилу Александровну, ни за что не поверишь, что в минувший понедельник она отметила юбилей — 55 лет. Уж слишком хороша, улыбчива, неугомонна, словно лучится светом и радостью. Своего возраста нисколько не стесняется. Хотя убеждена, что многим, перешагнувшим пенсионный порог, следует уходить на так называемый заслуженный отдых. Тем, у кого произошло профессиональное сгорание, кто просто тянет лямку, не получая удовольствия от дела. „А я очень люблю свою работу! — восклицает она. — Не чувствую внутри себя остановки. Мне постоянно хочется двигаться куда-то, что-то искать, находить, внедрять. И всех остальных тормошить!“

Анна Кузнецова, „Неделя области“

Добавить комментарий

прислать копию ответа.