С толстой сумкой на ремне

В конце августа в сети появился видеоролик, героини которого — сотрудницы почтового отделения из Маркса — жалуются на условия работы и оплату труда. По словам женщин, в помещении почты почти тридцать лет не было ремонта: с потолка падает штукатурка, входная дверь висит на одной петле, неисправны электропроводка и водопровод. Как говорят сотрудницы, они вынуждены выходить на работу во время отпуска, так как некого найти на замену. Героини видео недовольны тем, что почтальонов кроме основных обязанностей заставляют продавать клиентам продукты и промышленные товары.

Кто стучится в дверь ко мне? Письмоносец, грузчик, коммивояжер

Работники бюджетных учреждений — чрезвычайно осторожные люди. Марксовские почтальоны вывесили свое видео в Интернете и подали коллективную жалобу в районную прокуратуру. Тем не менее, в газетном материале собеседница просит не называть её настоящего имени. „А то я точно полечу со своего места, а хочется довести дело до конца“, — говорит Алина.

Женщина работает почтальоном пять лет. В её обязанности входит разноска газет, заказных писем (их нужно вручать лично в руки или оставлять в почтовом ящике извещение), самая сложная задача — доставка пенсий. „Пенсию разносим с 3-го по 22-е число каждого месяца. Примерно с 15-го числа начинают идти разные доплаты — ЕДВ, „ЖКУ-шки“, „федералки“. Платежки для одного человека присылают в разные дни, бывает, за неделю три раза в одну и ту же квартиру ходишь“.

Одновременно с основными обязанностями почтальон продает продукты и промышленные товары: „Это называется „впаривать“. Кому нужны конфеты по 183 рубля, если в коробке всего девять штук? Подсолнечное масло, гречка, тушенка, зеленый горошек, консервированная кукуруза, стиральный порошок — всё дороже, чем в магазине. Вот шоколадка за 79 рублей, если я пять часов хожу с ней по жаре, во что она превратится? Большую часть товара приходится покупать самой“, — разводит руками собеседница. По её словам, начальство принимать назад нераспроданный товар отказывается. „Расплачиваюсь в течение месяца, всего выходит рублей на 500“.

Как признается Алина, таким же способом приходится выполнять план по подписке. На полугодие нужно оформить подписку на 1000−1200 рублей. „Я выписываю кулинарные брошюры. Потом ими баню топлю или бесплатно в почтовые ящики кидаю“.
По впечатлениям собеседницы, набитая консервами почтовая сумка весит около 10 килограммов. „Рвется часто, зашиваю и дальше ношу, новую не допросишься. Куртки лет шесть-семь не присылали. Обувь дают, но её невозможно носить — сначала выдали берцы, потом туфли на шнуровке, в которые нога не лезет, — рассказывает почтальон.- Сами покупаем ручки, степлеры, калькуляторы“.Марксовские почтальоны рассказали о проблемах на работе.

По официальным сведениям, выручка „Почты России“ от продажи товаров в отделениях связи в 2016 году превысила 17 миллиардов рублей, что на 14% больше показателей 2015 года, и составила 10,3 процента от общей выручки компании. В частности, продажи товаров бытовой химии, косметики и личной гигиены повысились на 30%. Как полагают на предприятии, это объясняется „внедрением маркетинговой и ассортиментной политики, эффективных механизмов управления товарным ассортиментом“.

„Жалеют меня…“

Почтальон ходит пешком в любую погоду с 10.30 до 15.30 шесть дней в неделю. „Мой участок — пятиэтажки. Пенсионеры хорошие, жалеют меня. Летом то помидорчик, то огурчик с дачи предложат, зимой — чай с медом, а то и с бутербродом. Знают, что без обеда работаем“.

После возвращения в отделение нужно сдать извещения от заказных писем и заполнить отчеты. Это еще полтора часа бумажной работы (здесь пишут от руки).

„Как говорят девочки, которые дольше работают, ремонта здесь не было с 1990 года. Туалет — это большая проблема. Сливной бачок не работает. Чайник включаешь — пробки выбивает. Окна гнилые, покупаем пленку и оббиваем рамы, чтобы не дуло. Батареи в помещении есть, но отопления от них нет — они старые, чугунные, забиты все. Дверь, через которую почту принимаем, три месяца висит на одной петле. Сварщика нужно вызывать из энгельсского почтамта, нам говорят: рабочий был на больничном, теперь в отпуске“.

По словам собеседницы, в отделении нет грузчиков, пожилые женщины (в основном здесь работают пенсионерки) таскают коробки сами. „Нам за это не доплачивают. Теперь у нас и уборщицы нет. Ну уж полы бесплатно мыть мы не подписывались“, — смеется Алина.

Она уже пенсионерка, получает „минималку“ — 7800 рублей. Нужно оплачивать учебу ребенка и съемную квартиру в Марксе — 4 тысячи рублей, с учетом коммунальных услуг зимой плата доходит до 7,3 тысячи рублей. По официальным заявлениям, ФГУП „Почта России“ за три года направило на повышение зарплат работников 22 миллиарда рублей. По подсчетам марксовского почтальона, за пять лет её жалование выросло „рублей на 100−200“. Собеседница оформлена на 0,8 ставки. „Мой оклад — 6640 рублей „грязными“, на руки выходит ровно 6000. Мы два-три месяца просили выдать нам трудовые договоры (при трудоустройстве нам этих документов не дали). Вчера приезжало начальство из Энгельса, привезли бумажки. В договоре написано, что у меня оклад 7410 рублей, в расчетке — 8300. Как это понимать?“.

Работники пытались обсудить проблемы с начальником отделения, но та сказала, что помочь не сможет. „Из профсоюза мы ушли, только деньги платишь. К 8 Марта подарят бокальчик или полотенце — и больше никакого толка“, — машет рукой собеседница. Терпение лопнуло после того, как почтальонам не заплатили „сетевые“ за июль — вознаграждение за доставку платежек. Доставка одной квитанции стоит 9 копеек, в месяц почтальон получал 200−500 рублей. „Теперь, как нам сказали, всё входит в оклад. Мы решили: увольняться не будем, попробуем биться“, — смеется Алина. Все восемь почтальонов, работающих в отделении, подписали жалобу в районную прокуратуру и намерены обратиться в инспекцию по труду. „Начальство сейчас ищет зачинщика, грозит нам неприятностями. Ну, уйдем мы, кого на наше место возьмут, если даже на время отпуска не могут сменщика найти? По крайне мере, хоть чего-то добьемся для тех, кто будет работать после нас“.

У них свое мнение

УФПС Саратовской области высказало свое мнение о ситуации на следующий день после того, как о протесте марксовских почтальонов сообщили региональные СМИ. Как заявило ведомство агентству „Свободные новости“, помещение почтового отделения принадлежит муниципалитету, „это исключает ремонт за счет арендатора“. Заявка на ремонт служебной двери „находится на контроле“. „В структуре энгельсского почтамта находится 95 отделений, многие из которых испытывают потребность в ремонтных работах. Заявки выполняются в приоритетном порядке“, — отмечается в комментарии.
Сведения о зарплате сотрудников в региональном управлении не смогли прокомментировать, сославшись на закон о персональных данных. Как подчеркивает ведомство, при совмещении должностей, расширении зон обслуживания, а также увеличении объема работы сотрудникам, согласно Трудовому кодексу, полагается 25-процентная доплата. За продажу товаров, прием подписки и оформление страховок предусмотрена премия.

Как подтвердил „Газете недели“ помощник прокурора Марксовского района Алексей Прокофьев, надзорное ведомство получило коллективную жалобу от работников почтового отделения № 3, начата проверка. Представитель прокуратуры отметил, что подобная жалоба от почтовиков поступила впервые.

По наблюдениям экспертов, работа саратовской почты была вне всякой критики, пока в директорском кресле регионального управления находился член политсовета „Единой России“ Анатолий Серебряков, считающийся близким соратником спикера ГД Вячеслава Володина. Всё изменилось, когда партиец перешел на постоянную работу в городскую думу. В конце июля общественная палата посвятила проблемам почты целое заседание. Видные общественники сказали всю правду — про хамство посетителям, несоблюдение графика работы, очереди и т. д. „Вы создаете социальную напряженность. Общественная палата не может вам этого позволить“, — заявил председатель ОП Александр Ландо, обращаясь к почтовикам. Депутат облдумы Сергей Нестеров обвинил связистов в невнимании к президентским пожеланиям: „Ключевой вопрос, который ставит и губернатор, и президент на федеральном уровне, — доверие людей. На доверие людей руководству почты чихать и плевать. Необходимо извещать руководство федерального центра о безобразиях, которые происходят у нас в области“.

Еще одна розничная сеть и два самолета

Осенью Госдума может рассмотреть законопроект о реорганизации ФГУП „Почта России“. Предполагается, что предприятие станет открытым акционерным обществом со 100-процентной госсобственностью, дальнейшее решение о приватизации будет принимать Росимущество по согласованию с Минкомсвязи. „Вполне возможно, что почта станет еще одной розничной сетью, а может, финансовой инфраструктурой“, — говорит вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.
В последние годы компания запустила несколько проектов в смежных отраслях: в 2016 году заработал „Почта-банк“, созданный совместно с ВТБ. Прошлой осенью ФГУП купил два самолета Ту-204 для доставки товаров из китайских интернет-магазинов и заявил о намерении открыть собственную авиакомпанию „в ближайшие год-два“. В июле стало известно, что к середине 2018 года почта планирует создать собственную платежную систему, которая позволит оплачивать штрафы, налоги, коммунальные услуги и т. д. Примечательно, что при всем обилии головокружительных планов отзывы клиента, побывавшего на почте для отправки заказного письма или посылки, редко укладываются в нормы литературного языка.

Красиво жить не запретишь

Отметим, что на федеральном уровне работа „Почты России“ в течение последнего года сопровождалась скандалами, связанными с денежными выплатами руководителей компании. В ноябре 2016-го Генеральная прокуратура по итогам проверки сочла незаконной выплату гендиректору ФГУП Дмитрию Страшнову премии в размере 95,4 миллиона рублей. Эта сумма в 4,5 тысячи раз больше официальной средней зарплаты на предприятии — 20,9 тысячи рублей. Как отмечалось в сообщении СК, „за счет средств ФГУП „Почта России“ Страшнову необоснованно были выплачены в период 2014—2015 годов заработная плата в сумме не менее 46 млн рублей и вознаграждение за 2014 год в сумме не менее 82 млн рублей“.

В феврале Генпрокуратура просила Следственный комитет возбудить еще одно уголовное дело в связи с выплатой премий заместителям гендиректора: по подсчетам надзорного ведомства, в 2014—2015 годах они получили 270 миллионов рублей. В мае активисты ОНФ обратили внимание на закупки почты, связанные с участием в Петербургском международном экономическом форуме, на сумму более 43 миллионов рублей. Как отметили „фронтовики“, компания предполагала потратить 295 тысяч рублей на экскурсии, 625 тысяч рублей — на аренду автомобиля представительского класса и 1,1 миллиона — на услуги по подбору и организации работы промоперсонала, „включающие кастинг девушек модельной внешности“. Кроме того, для обустройства фирменного стенда „Почты России“ планировалось арендовать искусственные растения за 250 тысяч рублей. На упреки в вызывающей роскоши компания ответила, что имеет право жить красиво: „Считаем необходимым напомнить, что Почта России является прибыльным коммерческим предприятием, при этом не получая субсидий от государства“, — говорилось в комментарии организации.

В июле гендиректор ФГУП Дмитрий Страшнов покинул пост в связи с истечением срока контракта и по распоряжению правительства был награжден почетной грамотой „за достигнутые трудовые успехи и большой вклад в развитие почтовой связи“.Новым главой „Почты России“ назначен Николай Подгузов, до этого работавший заместителем министра экономического развития.

В Саратовской области действует 913 почтовых отделений, из которых 690 расположено в сельской местности. В почтовой отрасли региона работают 6,5 тысячи человек, из них 2,5 тысячи почтальонов. Штат укомплектован на 96,9%.

Источник — „Газета недели в Саратове„.

Добавить комментарий

прислать копию ответа.