Клоуны остались

Студия "Арт-Алле"Почему так и не построили дом для студии „Арт-Алле“ в Марксе?

Так совпало, что в Год культуры неоднократному призеру и лауреату всероссийских и международных цирковых фестивалей, муниципальной цирковой студии „Арт-Алле“ из города Маркса Саратовской области исполняется двадцать лет. И именно теперь стало ясно, что культурно-зрелищный комплекс для нее достраивать не будут. Более того, в администрации Марксовского района всерьез заговорили о том, чтобы двухэтажное здание в центре города снести, а площадку отдать застройщикам.

Это вам не Монте-Карло

Почти двадцать лет назад супруги Соловьевы — Сергей Иванович и Людмила Ивановна переехали из Ставрополя в Маркс, где и открыли цирковую студию. Двум преподавателям высшей категории, заслуженным работникам культуры РФ удалось за короткий срок сделать то, что другим педагогам не удается и за десять лет.

Спустя всего два года после своего основания коллектив побывал в Анапе, на Всероссийском фестивале циркового искусства, а еще через год на том же фестивале ребята завоевали золотую медаль. Затем их отобрали на Первый всемирный цирковой фестиваль в Москве (в 1997 году). Ну, а вскоре юные артисты цирка из заволжского райцентра отправились в свой первый зарубежный тур — в Арабские Эмираты, на фестиваль „Карнавал“. В „Арт-Алле“ гордятся, что их коллектив неоднократно участвовал и в Международном цирковом фестивале в Монте-Карло. Это одно из крупнейших традиционных событий в мире цирковых шоу. Фестиваль был основан 40 лет назад князем Монако Ренье III.

„Многие мечтают там хоть однажды побывать, а мы в Монте-Карло выступали три раза, — рассматривая награды, скромно замечает Сергей Иванович. — Еще одна наша гордость — мы получили „серебро“ на Международном цирковом фестивале в Латина, в Италии. Нашей участнице Татьяне Орловой там досталась „бронза“. Рядом с нами соревновались такие сильные участники, как Цирк Никулина, Цирк на проспекте Вернадского, Росгосцирк. И в такой конкуренции мы заняли второе место. Для нас это честь“.

Выпускники студии сейчас востребованы и на большой цирковой арене. Например, Ирина Науменко (гимнастка) и Ирина Акимова (номер с хула-хупами), работают в легендарном канадском Cirque Du Soleil. Многие выпускники студии устроились в Росгосцирк — в том числе соло-жонглер Анна Тищенко. В Цирке Никулина на Цветном бульваре теперь работают эквилибрист на вольностоящей лестнице Роман Мунин и соло-клоун Дмитрий Шиндров. Сегодня в „Арт-Алле“ около пятидесяти человек в возрасте от шести до двадцати пяти лет. Они владеют практически всеми жанрами циркового искусства (каждый — на своем уровне).

…Концертный зал Центрального дома культуры в Марксе больше напоминает спортивный клуб пополам с балетной школой. Вместо раздевалки — зрительный зал, вместо репетиционной площадки — сцена. На небольшом пространстве умудряются репетировать сразу тридцать воспитанников. Каждый из них знает, в каком „квадрате“ должен работать. По правому краю девочки тянут шпагаты и выгибают в разные стороны свои „пластилиновые“ тела. По левому — мальчики тренируются держать равновесие на катушках. Чуть дальше их друзья учатся жонглировать шариками и булавами. В центре идет прогон отдельных частей номера.

Из соображений безопасности, а также условий площадки, в номерах используются только „наземные“ жанры: гимнастика, акробатика, жонглирование, эквилибристика и клоунада.

„Сюда приезжают из цирков других регионов и удивляются, как нам удается пройти всю программу, когда на сцене так много детей. Никто не верит, что такое возможно. Недавно перенимать опыт приезжали из цирка Хабаровского края. Сняли на видео нашу репетицию“, — рассказывает Людмила Соловьева. В проходе между сценой и первым рядом из стороны в сторону разъезжают мальчишки на моноциклах. „Когда детей много, занимаемся и здесь, — поясняет Людмила Ивановна. — Расстилаем коврики и репетируем. Конечно, так разучивать трюки очень сложно“.

Как выяснилось, щедрых спонсоров у цирка нет. Сотрудники все делают сами: для номеров на свои средства покупают инвентарь, гримируют артистов и изготавливают наряды. А про обещанное когда-то здание в цирке говорят очень неохотно. Хотя и признаются, что с ним возможностей было бы больше. Но все уже смирились, что новоселья не будет. „Мы и в таких условиях можем творить чудеса“, — убеждает нас руководитель Сергей Иванович.

Шоу без арены

Если проехать чуть дальше от ДК и попасть на проспект Ленина, то можно увидеть „культурное наследие“ начала нового века. Недостроенное двухэтажное здание местами уже облупилось, где-то даже обвалилась кирпичная кладка. Из-за покосившихся ворот и полуразрушенного забора виднеется пожухлая трава высотой более метра. Позади так и не увидевшего новоселья корпуса культурно-зрелищного комплекса разместилась аккуратная новостройка, на фоне которой двухэтажка смотрится еще более удручающе.

Дом для цирковой студии „Арт-Алле“ со зрительным залом на 500 мест начали возводить десять лет назад. Под проект выделили земельный участок площадью 9 671 квадратный метр (из них 3 328,82 метра должен был занимать сам комплекс). За три года подрядчик (ООО СК „Билдер“) почти возвел объект. Но в 2007 году финансирование прекратилось. Еще через год строительство заморозили, а потом, как известно, наступил экономический кризис…

Сегодня объект не охраняется, поэтому корпус облюбовали наркоманы и любители высокого градуса. Об этом свидетельствуют сотни пустых бутылок и другого мусора, разбросанного по просторным помещениям. „Однажды на моих глазах чуть не произошел несчастный случай с детьми, оказавшимися в здании без присмотра“, — рассказывает прокурор Марксовской межрайонной прокуратуры Алексей Михайлов. После этого в 2012 году прокуратура подала иск в Марксовский городской суд с требованием законсервировать объект капитального строительства. Стройку обнесли забором и… на этом успокоились. Теперь уже и забор покосился, а ворота распахнуты для всех „гостей“.

После того, как строительство заморозили, местные чиновники стали размышлять, подо что бы перепрофилировать недостроенное здание цирковой студии. Сначала хотели сделать бассейн, потом кинотеатр, рассматривались и другие варианты учреждений, которые могли бы приносить району хоть какой-то доход. А недавно было решено, что земельный участок необходимо „очистить“. Под инвестиционную площадку.

В разговоре с корреспондентом „Взгляда-онлайн“ заместитель главы администрации Марксовского района Александр Марченко сказал, что, вероятно, само строение в скором времени снесут, а участок отдадут под застройку жильем. „Последний раз строительные работы там велись больше шести лет назад, понятно, что за это время произошло с объектом, — заметил Марченко. — На этих остатках здания теперь уже никто ничего делать не станет“.

Мы захотели выяснить, кому же все-таки теперь принадлежит недостроенный комплекс? „Находится ли этот объект в федеральной собственности или в собственности субъекта, мы и сами понять не можем. Правительство нам этого не может объяснить“, — говорит чиновник.

В свою очередь начальник отдела архитектуры и строительства администрации Марксовского района Раиса Лосева заявляет: „Два года назад создавалась специальная комиссия, чтобы передать комплекс в муниципальную собственность, но так ничего и не вышло. Нам не обосновали, почему не передают. У нас нет никаких сведений и о самом строительстве, так как вся документация находится в областном правительстве“.

Мастера „поля чудес“

Найти хоть какую-то информацию о строившемся в Марксе культурно-зрелищном комплексе оказалось нелегко. Ни в администрации района, ни в комитете капитального строительства Саратовской области (заказчик объекта) не смогли вспомнить и точно назвать, по какой федеральной программе проходило финансирование проекта. Лишь когда мы достучались до Министерства культуры РФ, нам сообщили, что велось оно, оказывается, по областной целевой программе „Развитие культуры“. Только в 2006—2007 годах в рамках софинансирования на строительство комплекса было выделено 67,3 миллиона рублей: 43 миллиона из федерального бюджета и 24,3 миллиона — из областного.

Между тем, сотрудники комитета капитального строительства правительства области в официальном ответе на наш запрос сообщили: „Финансирование объекта осуществлялось в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, в том числе из средств федерального бюджета — 50 миллионов рублей“. А вот о том, когда выделялась такая крупная сумма и какова ее судьба, в письме ничего не сообщается. Теперь как марксовские, так и областные чиновники говорят, что прошло слишком много времени и невозможно назвать точную сумму, перечисленную застройщику. Но если взять в расчет хотя бы два года наиболее активного строительства объекта и сложить сообщаемые нам (даже по минимуму) цифры, то получается, что застройщик, возможно, получил значительно больше шестидесяти миллионов. Ведь строительство-то началось в 2004 году…

Так почему все-таки не смогли сдать объект, над которым фактически осталось только возвести крышу? „Если десять лет назад он стоил 40 миллионов рублей, то с учетом инфляции и всего остального позже стоимость возросла в шесть раз, — поясняет и.о. председателя комитета капстроительства области Николай Якубович. — Деньги, может быть, и выделялись, но пока они дошли, пока их освоили, повысились цены на строительные материалы. В результате средств не хватило, и получилось незавершенное строительство“.

Из этого мы вправе сделать вывод, что зарыть в землю 60 миллионов нашему государству проще, чем довести стройку до конца. И еще интересная деталь: четыре года назад заказчик (все тот же комитет капстроительства) выходил в Арбитражный суд Саратовской области с иском к „Билдер“. В материале дела говорится, что между заказчиком и строительной компанией был заключен договор на хранение строительных материалов для комплекса „Арт-Алле“ на сумму более 19 миллионов рублей. Тогда суд встал на сторону комитета и постановил взыскать с „Билдера“ 18,3 миллиона. Но кто, кому и когда вернул эти деньги, тоже не известно.

По удивительному совпадению компания „Билдер“ замешана в еще одном деле с хроническим недостроем. В Саратове она занималась реконструкцией знаменитой школы-дворца № 99 (ее построили в начале прошлого века по проекту знаменитого саратовского архитектора Семена Каллистратова). Вот уже несколько лет объект реконструкции „спрятан“ под большим баннером с изображением исторического фасада. За это время школа успела окончательно разрушиться. Куда ушли 120 миллионов рублей, выделенных на ремонт объекта культурного наследия, следствие до сих пор выяснить не сумело…

В Год культуры в планах основных мероприятий, которые предстоит реализовать на территории области, здания для цирковой студии в Марксе нет. В раздел „Строительство, ремонт и реставрация объектов культуры“ включили четыре объекта областного центра. При этом за два года для области из федерального бюджета выделили около 600 миллионов рублей: 300 — на реконструкцию филармонии, 300 — на восстановление старого ТЮЗа (оба объекта восстанавливают после пожаров).

„Арт-Алле“ — это уникальный коллектив, в России единственная в своем роде цирковая студия, — признает министр культуры Саратовской области Светлана Краснощекова.

По словам министра, вопрос с пропиской „Арт-Алле“ решится. Им сейчас, вроде бы, заинтересовался и губернатор области Валерий Радаев. Кроме того, министр посоветовала проявить активность в достройке здания и администрации района. Но у районных чиновников на это свои аргументы: „Даже если комплекс передадут нам, самостоятельно мы его не сможем достроить. Для справки: средства, которые нужно будет изыскать, — это наш годовой бюджет“, — парирует Александр Марченко.

Что же дальше? Остается слабая надежда, что в Год культуры у знаменитой студии, возможно, найдутся спонсоры, которые захотят вложиться в неприбыльный объект. А то ведь все восхищаются, приглашают обслуживать мероприятия, а приобрести инвентарь районному цирку с международной репутацией некому.

Ну, а кроме того, пока остаются без ответа несколько очевидных вопросов: зачем в Марксе десять лет назад начинали строительство культурно-зрелищного комплекса, сколько денег было освоено на этом объекте на самом деле, почему все бросили и кому теперь предъявлять претензии за впустую потраченные миллионы?

Источник — ИА „Взгляд-Инфо“, материал подготовила Анастасия Хлопкова, фото автора и Юрия Набатова.

 Обсуждение статьи (1)

Добавить комментарий

прислать копию ответа.