Колледж обеспечивает многоуровневую подготовку

Современная рыночная экономика требует подготовки квалифицированных кадров соответствующих современным требованиям рынка труда. Сейчас в Саратовской области не хватает 100 тысяч рабочих и 10 тысяч специалистов среднего звена, т. е. выпускников колледжей и техникумов, зато переизбыток специалистов с высшим образованием. Идеальный расчет потребности кадров, принятый в Европе, следующий: на 100 рабочих — десять специалистов среднего звена и один специалист с высшим образованием. Борис Грызлов, спикер Государственной думы, лидер „Единой России“ в одном из своих выступлений отметил: „Современной России, как никогда нужны квалифицированные рабочие…“ Во всех развитых странах такие кадры основа экономики. Если в США квалифицированные рабочие составляют 50% рабочего населения, в Германии — 45%, то у нас, по некоторым данным, всего 5%. Вдумайтесь в эту цифру: всего 5% населения России создают материальные блага, включая сюда и сельскохозяйственных рабочих. Выходит, все мы потребители и живем только благодаря нефтяной игле. Не случайно приняты национальные проекты по развитию сельского хозяйства, развитию жилищного строительства. Нас, в данном случае, волнует образование. Каким быть профессиональному образованию?

Интересен опыт московских коллег. Они объединили 50 территориально-отраслевых и 11 программно-отраслевых колледжей с техникумами, и профессиональными училищами, таким образом, подведя все профессиональное образование к многоуровневой непрерывной подготовке. Выгода очевидна: за 4 года обучения учащиеся получают среднее профессиональное образование и хорошую рабочую квалификацию не ниже 4−5 разрядов. При желании, после окончания колледжа, за 2 — 3 года (по профилю) заканчивают вуз. После такой подготовки, на мой взгляд, специалист — старший техник везде найдет работу.

По такому принципу многоуровневой подготовки действует и наш Марксовский электротехнический колледж, в июне 2007 года получивший государственную лицензию на образовательную деятельность на 5 лет и имеющий все необходимое для осуществления учебно-педагогической деятельности: отремонтированные кабинеты, новую оргтехнику, новый микроавтобус „Газель“, отремонтированное общежитие предоставляемое учащимся бесплатно, столовую. Для меня было неожиданным, что в этом году слабо идет набор на получение профессии старшего техника сварочного производства. Вообще, эта профессия очень востребована на рынках труда Саратова и Москвы, на севере заработная плата превышает 30 тысяч рублей. Старший техник осуществляет контроль за качеством выполненных работ, руководит производством.

Можно понять родителей, которые, напрягая все материальные ресурсы, обязательно хотят дать сыну высшее образование и, как минимум, юриста или экономиста. Но рынок труда уже перенасыщен этими профессиями. Не лучше ли, если ребенок будет учиться в своем городе и приобретет специальность, востребованную экономикой. Мы должны понять, что того общества, которое гарантировало работу каждому выпускнику, уже давно нет. Мы живем при капитализме, первоначальное накопление которого носит уродливый характер.

Политологи отмечают огромную разницу в зарплате рабочих, интеллигенции и олигархов. Как правило, эта разница в 20 раз, отмечают они, уже сама по себе создает революционную ситуацию. Поэтому, лишь получив высокую квалификацию, выпускник может рассчитывать на зарплату, соответствующую его знаниям и умениям. Сегодня за просто так никто деньги платить не будет. Поэтому ответственность педагогического коллектива колледжа и меня, как директора, за подготовку специалистов повышенного уровня очень велика.

Другой путь развития профессионального образования — европейский, за основу принят германский. Я недавно побывала в Германии в командировке и ознакомилась с ним. Он требует огромных вложений. Достаточно сказать, что на каждого учащегося в технический центр подготовки социальная касса направляет 44 евро в день, умножьте на месяц и на 36 месяцев, получите сумму, затраченную на подготовку одного специалиста. Это примерно один миллион шестьсот сорок три тысячи двести рублей, тогда как у нас на три года подготовки тратится 54 тысячи рублей на одного учащегося. Ясно, что такой уровень нам не по плечу. Поэтому, я думаю, что тот путь, который мы избрали по подготовке кадров — верен.

А. Фоломьева, директор „МЭК“

Опубликовано в газете „Воложка“