Несколько дней назад в Центре внешкольной работы состоялся практический семинар для преподавателей основ православной культуры. Мне посчастливилось побывать на нём в качестве корреспондента и встретиться с руководителем семинара — кандидатом культурологических наук, Анастасией Абрамовой, которая вот уже пятнадцать лет ведёт потрясающую программу для детей от 10 до 16 лет и их родителей под названием „Мир русского детства двух столетий“.
В этой программе раскрываются секреты взросления и рассматриваются проблемы современности — взрослый инфантилизм, подростковое невосприятие эстетики и перевернутость понятий в современном воспитании детей, вседозволенность и забвение опыта прошлого.
Педагоги центра „Рождество“ считают своей миссией развитие и сохранение культуры семьи и родительства на основе традиций и духовных ценностей российского народа.
На примере 19-го и 20-го веков Анастасия Абрамова рассматривает изменения, произошедшие с нами: во внешнем облике, поведении, в отношении к собственной истории и Отечеству.
Программа „Секреты взросления. Мир русского детства двух столетий“ рассчитана на четыре года и делится на несколько сезонов: первая и вторая половины девятнадцатого века, овеянные ветром романтизма, Серебряный век и вторая половина двадцатого века с его культурным всплеском и разрушением стереотипов и мнений. На встречи приходят дети вместе с родителями, они задают друг другу актуальные вопросы, сравнивая себя и сверстников, которые жили в разные годы в России, пытаясь понять, как шалуны становятся великими людьми, как изменился быт, нравы и обычаи.
Я слушала Анастасию Абрамову и понимала, что это именно то, о чём я так давно думала. Сегодня многие дети не понимают смысла таких слов, как честь, долг, достоинство, Родина, уважение и много-много других вещей, утерянных и позабытых современниками. Дети не знают классической литературы, они не умеют погружаться с головой в чтение, они вообще перестали читать, не умеют мечтать, у них нет героев, которым они хотели бы подражать, нет тех идеалов, на которые хотелось бы опереться. Именно поэтому мы получаем дяденек, которые никак не хотят взрослеть и в свободное время играют в компьютерные игры, и тётенек, которые думают, что салон — это такое место, где можно сделать маникюр и причёску или прикупить авто.
Программа Анастасии Абрамовой заставляет вглядеться в мир детства эпохи романтизма или Серебряного века для того, чтобы понять, как жили дети и их родители, чему умели радоваться и к чему стремились, каковы были их идеалы, во что они играли, что читали, что требовалось знать, какие навыки и умения им прививали.
Я сама — мама двоих мальчишек. И мне важно, чтобы они выросли не только здоровыми и крепкими, но настоящими мужчинами со справедливым отношением к миру и окружающим их людям. После семинара я решила сама изучить, как воспитывали мальчиков в дворянской среде. Это хороший опыт — несмотря на то, что в прошлом было немало перегибов со стороны родителей, всё же нашлось и много полезного, такого, что можно взять на вооружение.
Думаю, каждый из вас хотя бы раз попадал в дом, где царят дети и ютятся их родители. Пространство в доме заполнено игрушками, шведскими стенками, детскими вещами, и всё вокруг подчинено им, нежно любимым чадам. А они рады и верховодят взрослыми! Мы сами позволили им бестактно перебивать нас во время наших разговоров, переворачивать весь дом с ног на голову, „стоять на ушах“. Спору нет, детей надо любить, холить и лелеять. Но таким ли образом? Пожалуй, тут-то и стоит обратиться к опыту двух прошедших веков.
Дворянское воспитание — это прежде всего традиции, образ мыслей и стиль жизни, которые закладывались в семье. Дети росли с ощущением своей исключительности и избранности, но вместе с тем им прививалось чувство ответственности. Ребёнку важно было быть честным, смелым и образованным. Не для того, чтобы достичь успеха и сделать карьеру в жизни, а чтобы соответствовать идеалу. Кодекс дворянина: „Береги платье снову, а честь — смолоду“. Вспомните гардемаринов! И главной добродетелью считалась именно честь. Поэтому дети воспитывались в обстановке открытости и доверия, но с повышенной требовательностью.
А как же храбрость? Она тоже была необходима, как и выносливость. Потому-то физическим упражнениям уделялось немало времени. Считалось, что повышенные физические нагрузки закаляют личность.
Анастасия Абрамова в своей программе особое внимание уделила эстетическому воспитанию. Конечно же, нельзя требовать от нынешних детей крепкого знания классической литературы и музыки, и хорошо, если они знакомы хотя бы с парой-тройкой отечественных художников. И уж вряд ли им ведомы имена знаменитых полководцев прошлого. Увы, сегодняшние взрослые и дети не создают эпоху, как это было в том же девятнадцатом столетии. Ныне мы все являемся лишь потребителями, и это печально.
Мне кажется, что опыт Московского центра „Рождество“ пригодился бы не только педагогам, преподающим основы православной культуры, но и родителям. Анастасия Абрамова подарила многим из тех, кто присутствовал на семинаре, кладезь идей. Это отметил и настоятель Свято-Андреевского храма отец Валерий Генсицкий, присутствующий в качестве гостя. Ведь вся наша отечественная культура проникнута евангелическими образами, мотивами и понятиями, и нельзя забывать об этом.
Источник — газета „Воложка“, Юлия Антонова.