Комплексная модернизация системы образования

Сегодня в образовании Саратовской области идут серьезные изменения системного характера, без которых невозможно дальнейшее развитие. Министерством образования области разработан проект концепции введения новой системы оплаты труда, направленной на повышение доходов учителей.

В него входят:

  • дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работника;
  • повышение стимулирующих функций оплаты труда всех видов деятельности работников образования;
  • внедрение механизма связи заработной платы с качеством и результативностью труда, основанных на исчислении рейтинга педагога за учебный год;
  • введение системы стимулирующих выплат, с целью мотивации педагогов к повышению качества и результативности труда;
  • совершенствование системы аттестации управленческих и педагогических кадров.

Распределение стимулирующих выплат не будет находиться только в компетенции администрации школы; обязательно будет учитываться мнение органов государственно-общественного управления школ (попечительские, управляющие советы, родительские комитеты).

Применение новой системы оплаты труда позволит увеличить среднюю заработную плату учителей в 2 раза (до 14 тыс. рублей). Ее введение планируется провести в 2 этапа: 1 этап — с сентября 2008 года — городские школы; II этап — 2009 год — все общеобразовательные учреждения.

Непосредственно связан с введением новой системы оплаты труда переход на нормативное подушевое финансирование всех общеобразовательных учреждений. Имеющиеся проблемы качества общего образования во многом обусловлены демографической ситуацией и теми процессами, которые на ее фоне происходили с учреждениями образования с начала 90-х годов прошлого века. В то время в нашем районе обучалось 11 500 учащихся. Сегодня в школах района обучаются 6767 учащихся.

Ежегодно мы теряем до 20 классов-комплектов (400−500 учащихся). В системе общего образования сейчас, как никогда раньше, остро стоит проблема малокомплектных школ, расположенных в основном в селах.
Они характеризуются:

  • нехваткой квалифицированных педагогических кадров (МОУ-СОШ с. Липовка, МОУ-СОШ с. Вознесенка, МОУ-СОШ с. Заря, МОУ-СОШ с. Яблоня, МОУ-СОШ п. им. Тельмана и другие);
  • низким уровнем преподавания;
  • отсутствием возможности получить дополнительное образование, реализовать системы профильного обучения в старших классах.

Большое количество малокомплектных школ (у нас в районе их 25) не позволяет эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, влияет на уровень заработной платы учителя. Средняя наполняемость классов сейчас по району: 21 человек — в городских школах и 7 человек — в сельских, при нормативе 25 и 14, соответственно. В таких условиях на заработную плату учителей уходит меньше половины фонда оплаты труда, большая часть идет на административно-хозяйственный персонал. Фонд оплаты труда можно бесконечно увеличивать, однако, это не позволит решить проблемы увеличения уровня оплаты труда учителей. Что, собственно, сейчас и происходит: число учеников сокращается, а штат учреждения остается прежним.

Однако вытекают проблемы, которые требуют комплексного подхода к их решению. Это:

  • работа по созданию базовых школ и ресурсных центров;
  • выделение средств на ремонт дорог для организации подвоза учащихся;
  • дальнейшая реализация программы „Школьный автобус“;
  • внедрение профильного обучения во всех школах района.

Результатом решения этих проблем будет: повышение качества образования, улучшение целого ряда экономических параметров, в частности, стабилизация наполняемости классов и школ, что позволит с 2008—2009 года обеспечить полный переход на нормативное подушевое финансирование и перейти на новую систему оплаты труда.

Мы должны сохранить образовательные учреждения в селах путем реструктуризации основной и средней школы. Старшеклассников вполне можно подвозить для того, чтобы давать им качественное образование в базовых школах. При оптимизации сети общеобразовательных учреждений необходимо учитывать и тот факт, что в районе отдельные малокомплектные школы от базовых расположены на расстоянии 30−40 километров. Подвоз учащихся осуществлять крайне сложно, так как по национальному проекту „Образование“ район получил всего 4 автобуса и 1 „Газель“. Но никто не собирается закрывать сельские школы. Можно создавать социально-культурные образовательные центры, которые будут выполнять на селе универсальную функцию или создать системы „Школа — детский сад“. В таком случае уже, не отходя от школы, можно будет формировать систему предшкольного образования. Нам крайне необходимо изменить статус основной и средней школы, а начальные сделать их филиалами.

Для того, чтобы дать качественное образование нужны не только квалифицированные педагоги, но и поставка в общеобразовательные учреждения учебного и учебно-наглядного оборудования по различным предметам: компьютерного, спортивного, медицинского; оборудования для пищеблоков. Сегодня в район по национальному проекту в базовые школы получено 25 кабинетов. Принцип простой: где учеников больше, туда больше денег поступает на развитие. Школы должны соревноваться, привлекая к себе учеников; бороться за каждого ученика; конкурировать между собой. И это нормально. Потому что, если коллектив ничего не делает, не предлагает интересные новшества, почему родители должны вести туда своего ребенка?

Сейчас в рамках национального проекта „Образование“ обеспечиваются современным оборудованием школы, которые внедряют современные инновационные технологии. Ведь миллион платят не всем подряд, а тем, кто хорошо работает. В этом году в конкурсе принимают участие 6 наших школ: МОУ-СОШ с. Звонаревка, МОУ-СОШ с. Павловка, МОУ-СОШ с. Баскатовка, МОУ-СОШ с. Кировское, МОУ-СОШ с. Караман, МОУ-СОШ с. Калининское. Это — эффективно работающие коллективы, где трудятся думающие, творческие и работоспособные люди, постоянно стремящиеся подняться на новую профессиональную ступень.

Следующее изменение, которое неизбежно ждет систему образования, — расширение общественного участия в управлении образованием, а это значит: создание во всех школах — школьных, а во всех муниципальных районах — муниципальных общественных советов с управляющими полномочиями; организация публичных отчетов о деятельности школ, в том числе через регулярно обновляемые сайты.

Эти структуры повлияют на развитие государственно-общественного управления в сфере образования. В компетенцию управляющих советов уже сейчас входит: утверждение программ развития образовательного учреждения, образовательной программы, учебного плана, направлений профильного обучения и другие вопросы. Уже сегодня родители включены в состав муниципальных экзаменационных комиссий по проведению независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов.

Все перечисленное относится к основным изменениям системы общего образования нашего района.

Г. Орехова, начальник управления образования

Опубликовано в газете „Воложка“