Данная статья опубликована под рубрикой „колонка редактора“ в корпоративной газете „Время Дела“. Представляет собой информацию к размышлению по поводу сложившегося положения с высшим, и не только высшим, образованием в современной России. Далее идёт текст статьи с небольшими изменениями, внесёнными редактором интернет проекта.
Стечение обстоятельств. Есть такое понятие, которое приводят в случае необходимости объяснить предпринятые кем-то действия. Либо напротив, объяснить свое бездействие как вынужденное. Этими самыми обстоятельствами. Мне данное определение вспомнилось, когда в течение, буквально, двух-трех дней выстроилась информационная цепочка, которая, прямо-таки, обязывает высказаться по поводу…
Повод, прямо скажу, не из приятных. Потому что лично для меня ассоциируется с вещами конкретными. И сверхтрагичными. Но, тем не менее, повод, заслуживающий того, чтобы быть прокомментированным.
Информационная цепочка следующая.
- Услышанное по радио сообщение о том, что руководство страны считает необходимым шире внедрять такие формы образования, как дистанционное обучение и даже для подготовки медицинских (!?) специальностей.
- Прочитанная в газете „Саратовский взгляд“ № 29 (120)
от 17.07.2008 г. статья Дмитрия Богатырева „Двоечники в белых халатах“. - Невольно услышанный разговор о том, как сегодня лечат: врач — больному: „Вы попробуйте вот эти препараты“. Если же самочувствие не улучшается, а, зачастую и ухудшается, то на следующем приеме: „Ну, тогда попробуйте вот эти“. И все. Никаких сожалений, никаких извинений. Дилетантство в медицине стало практикой распространенной. А иногда и правилом.
- Сообщение, тоже по радио, о закрытии филиалов ВУЗов в Татарстане, как мере вынужденной из-за несоответствия качества подготовки в этих ВУЗах предъявляемыми квалификационными характеристиками требованиям.
Вот уж действительно: чудны дела твои, Господи! Какие, интересно, доводы и подвигли на заявления о дистанционных технологиях? Или высшему руководству не очевидно, то, что очевидно большинству населения страны? Или это такой социальный заказ? Ведь сегодня понятие „лоббировать Интересы“ прочно вошло в нашу, далеко не благоприятную, действительность.
Но вот руководство Татарстана озаботилось качеством подготовки специалистов для нужд своего народного хозяйства и всерьёз проговаривает необходимость закрытия 70 филиалов высших учебных заведений. Потому что пришло к выводу, что подготовка в них не соответствует предъявляемым требованиям. Не могу не согласиться с такими выводами, поскольку все эти филиалы, представительства, дистанционные технологии не могут, по определению, соответствовать тому уровню образования и образованности, которые студент может получить в настоящих ВУЗах.
Почему-то нет филиалов у МГУ, „Бауманки“, Щукинского училища. Даже забавно бы было, если б таковые появились. Но это серьезные учебные заведения. И они себе таких вольностей позволить не могут. Потому что ответственны за свою марку, дорожат репутацией и ещё разделяют мнение о том, что деньги — это ещё не самое главное в жизни. Хотя и важная ее составляющая. Но вот здоровье на них не купишь. Поэтому, в угоду корпоративным интересам, жертвовать здоровьем своих сограждан через некачественную подготовку врачей, ещё и безнравственно.
Один из показателей, который всякий раз приводится, когда возникает необходимость продемонстрировать „преимущества“ сегодняшнего дня, по сравнению со вчерашним — количество студентов высших учебных заведений. Сегодня — больше! Значительно больше! Вот только никто не берет на себя смелость заявить, что образованность нации от этого повысилась. Потому что знают наверняка — это не так. А на фоне вопиющих примеров безграмотности, которых становится все больше для всех этапов образования, еще и рискованно. Потому что сразу выдаст в заявителях подобного, еще и людей „недалёких“. Для которых представлений об образованности, как таковой, не существует. Ее заменили нагромождением терминов: „болонская система“, „бакалавриат“, „магистратура“, „лицеи“, „гимназии“, „колледжи“, „академии“, „университеты“. Название учебного заведения типа профессионально-техническое училище или институт, уже „не в чести“. Хотя „начинка“ этих самых профессионально-технических училищ: материальная база, педагогический коллектив, контингент остались те же самые. То же касается и институтов. Но поди же! Колледж! Академия! Прямо игры в „дочки-матери“. Это когда хочется быть взрослее и значимее. Вот только пользы от этих игр нет никакой.
А вот от „двоечников в белых халатах“, не просто вред, но и своеобразная диверсия. А как же иначе называть заведомо умышленное нанесение вреда здоровью? Есть, конечно, специальные термины, обозначающие эти действия в различных кодексах. Но я говорю о явлении, имеющем гораздо более великие масштабы, воздействия и последствия. Потому их таким словом и обозначаю.
Стечение обстоятельств выявило явное противоречие в представлениях руководства страны о потребном и полезном. Наверняка, подобному способствует абсолютное неведение в отношении этих самых дистанционных технологий, филиалов, профессиональных колледжей. Ведь не придёт же в голову этому самому руководству обучать своих чад подобным образом. Поэтому и рассуждения их во многом абстрактные. Потому что основаны на примере уровня подготовки юридического факультета ленинградского государственного университета. На уровне, безусловно, высочайшем. Но, к сожалению, практикующимся не везде. Сегодня далеко не везде. Правильнее даже сказать, что учебных заведений, из стен которых выходят специалисты подобного уровня, остались единицы. В остальных же, зачастую, выпускники — герои вышеназванной статьи. Ведь белый халат — специальная одежда не только для медиков. А нужны ли нам в жизни такие герои? Ведь в действительности-то они — антигерои. И если их подготовка поставлена на поток, то это уже деградация. Причём, деградация планируемая.
Вот тебе бабушка и Юрьев день!
Юрий Неделяев
Опубликовано в газете „Время Дела“ № 28 (332) от 25 июля 2008 года.