Сайдинговый век

„Вандализм — бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей“ — так определяет энциклопедический словарь те явления варварства и бездуховности, которые мы, горожане, к сожалению, все чаще наблюдаем на территории нашего любимого города Маркса. Районная газеты часто пишет о случаях недопустимого отношения к культурным и историческим объектам: осквернение и разрушение могил на старом кладбище, „калечение“ памятников в Аллее Героев, вырубка зелёных насаждений и обезображивание цветников и клумб.

Всё это очень прискорбно и, надеемся, является, объектом пристального внимания полиции и городских коммунальных служб. Но, господа-товарищи, в конце концов, памятник можно восстановить, цветы и деревья посадить снова, разбитые фонари и скамейки отремонтировать. А ведь наряду с примитивными хулиганскими выходками существует и такое явление как глобальный духовный вандализм — непонимание исторических корней и культурной преемственности поколений в облике родного города. Особенно в последнее время, когда город Маркс позиционируется как туристический центр. У парка Екатерины, среди старинных построек — огромная железно-пластиково-стеклянная коробка сетевого магазина. Урбанистически уродливый куб словно подавляет окружающую обстановку своей безликостью. Пересекаем улицу Кирова и, о ужас!, среди каменной музыки переселенческой архитектуры — режущий душу диссонанс облепленных сайдингом старинных зданий: второй этаж магазина „Надежда“ (радикально жёлтый), магазин „Атлант“ и салон сотовой связи (все — по проспекту Ленина, д.3). а торговый комплекс по улице Кирова, 45? Понятно, что это новострой 70-х годов. Хотя заметно, что когда строили здание, то всё же немного старались стилизовать его под старину. А теперь — новые времена — „Сайдинговый век“.

Как поет в своей известной песне группа „Сплин“: „Настала пластмассовая жизнь“. И всё это в самом „сердце“ исторической части города! (Как известно, старый город начинается улицей Коммунистической (Набережной) и заканчивается улицей Рабочей (Крайней)).

А прикрепленные к старинным особнякам десятки навесов и навесиков, „деклассированных“ крылец? В общем, примеров масса. Хотя оказалось, что это еще не самое страшное. Последней, совсем свежей „пулей“, добивающей симфонию исторического наследия, стала „реставрация“ фасада магазина, расположенного по проспекту Ленина, д. 31, — выявленного архитектурного памятника культурного наследия нашего города.

Когда здесь установили строительные леса, и появились строители в спецодежде, думалось, что владелец бережно отремонтирует здание, так прекрасно сохранившееся за последние сто с лишним лет. Но… не тут-то было. На следующий день все неравнодушные люди к своему ужасу увидели обезображенную стену с начисто срубленными и стертыми „под ноль“ архитектурными выступами и лепниной. Шустрые рабочие готовят стену, скорее всего, всё под тот же „проклятый“ сайдинг или под цементную шубу.

Что это? Благоустройство или вандализм? Ответ, конечно, однозначен — вандализм, да еще какой — духовный. Неужели для должностных лиц, допускающих это безобразие, важнее некие сиюминутные интересы вместо сохранения неповторимого облика родного города — одного из редчайших сохранившихся на берегах Волги архитектурных очагов немецко-поволжской культуры.

Обратимся к книге саратовского архитектора Сергея Терехина „Века и камни“ (1991 год издания): „Первое и едва ли не определяющая особенность переселенческой архитектуры — особая градостроительная и собственно строительная культура Маркс — и в дальнейшем отличался от остальных хозяйственным торговым оживлением, а еще — качеством застройки, наличием кирпичных заводов, благоустройством“. Также в своей книге Терёхин говорит и о бездумной перепланировке и уничтожении памятников архитектуры в постсоветское время: „Ситуацию в целом можно назвать чрезвычайной. Она такова, что через несколько лет будет бессмысленно говорить о переселенческой архитектуре как о явлении: исчезнут её произведения, а главное — традиционная материальная архитектурная среда. Конечно, за полвека, многое изменилось. Нет тех мастеров — нет и настоящего искусства строить; „немецкие“ дома ветшают, некоторые из них снесены и заменены современными вненациональными „шедеврами“. Но остались еще фрагменты первоначальной (середины XVIII века!) планировки центра, целы многие характерные дома и кварталы. Есть еще возможность сохранить город-памятник градостроительного искусства — есть ли желание?“

Эти строки были напечатаны двадцать с лишним лет назад. И, как вы понимаете, ситуация ныне ещё хуже. Конечно, за последние годы наш город стал заметно чище и благоустроеннее, благодаря усилиям местной администрации. Появились замечательный памятник Екатерине II, дублирующий первоначальное творение великого скульптора Клодта, одноимённый парк, ставший любимым местом отдыха жителей, красивые аллеи, чудесная часовенка вознесла свой крест к небу недалеко от старого рынка.

Но ведь ещё многие великолепные своей стариной и видом здания нуждаются в срочном ремонте — лютеранская церковь, музей краеведения и другие. Представьте, что будет, если и их замуруют в цемент и пластик! Понятно, что такое вряд ли случится, но в чем виноваты другие дома и особняки. С исторической и культурной точки зрения, перепланировка и „переоблицовка“ старинного облика нашего города недопустимы. И в этом, наверное, и заключается одно из проявлений истинной любви к родине. Ведь если ты не бережешь прошлое, не почитаешь предков своих, не чувствуешь корневой связи с землей, по которой ходишь, то ты пуст для будущего. Потомки твои также обойдутся и с памятью о тебе.

Напоследок хотелось бы еще раз повторить слова Сергея Терёхина, целенаправленно адресовав их, в первую очередь, местным чиновникам, депутатам, бизнесменам и всем владельцам исторической недвижимости: „Есть еще возможность сохранить город-памятник градостроительного искусства — есть ли желание?“. Так есть ли у вас желание?

Николай Васильевич Титов, председатель Совета ветеранов.
Александра Комарова, председатель Совета по взаимодействию с общественно-политическими объединениями.
Александр Кирсанов, научный сотрудник музея краеведения.
Ирина Аврамиди, директор Марксовского музея краеведения.
Валерий Исаев, председатель правления Российско-Немецкого Дома.
Василий Кулькин, председатель общественного движения „Любимый Город“.
Ольга Дудинова, председатель районного отделения Всероссийского общества инвалидов.
Александр Черныш, зав. Отделением живописи училища искусств.

Опубликовано в газете „Воложка“

 Обсуждение статьи (9)

  1. К моему сожалению, проблемы с архитектурным вандализмом — беда не только города Маркса, но и всей страны. Дурные архитектурные решения заполонили практически все города нашей Родины. В этом, в первую очередь, виноваты местные власти, допустившие такие безобразия.

  2. Такая ситуация могла сложиться по одной-единственной причине — люди начали забывать свои корни, свою историю. Мы постепенно превращаемся в „Иванов, не помнящих родства“. Самое грустное во всем этом то, что это официальная позиция местной власти, наглядно иллюстрирующая ее уровень культурного развития…

    1. Я не вижу причины горевать над убранной лепниной. Надо жить настоящим, как жили до этого наши предки. Их поколения создавали собственный городской пейзаж, так почему нам нельзя? Предприниматели ремонтируют здания по собственной инициативе, по этому тут не к чему придираться.

  3. Это, просто ужасно, что так запросто уничтожаются исторические архитектурные памятники города. Но, также не понятна пассивность городской архитектуры. Тем более что работы по реконструкции зданий проводятся в центре города. Если такое положение дел будет и дальше продолжаться, то никакой туристической привлекательности город иметь не будет, а в центре, вместо зданий с запоминающейся архитектурной отделкой фасадов 18 века, будут стоять безликие, похожие друг на друга дома с сайдинговой отделкой.

  4. Города теряют свой неповторимый облик. Старинные здания сносятся в угоду бизнесу. Общество деградирует, массовая культура с ее примитивными ценностями торжествует, все это тревожные симптомы. Но всегда есть возможность сопротивления, и необязательно нелегальными методами. Если марксовцы сумели настоять на своем и городу оставили его прежнее имя, то почему бы и не попытаться отстоять уникальный облик города? Хуже все равно не будет, а так есть шанс, что что-то сдвинется. Главное, занять активную гражданскую позицию.

    1. Я абсолютно не согласна с предыдущим комментарием. Не вижу ничего хорошего в том, что городу оставили прежнее название, напоминающее о нашем советском прошлом. Я считаю, что мы должны идти в ногу со временем, а не топтаться на месте. А наше общество деградирует как раз потому, что мы не можем найти своё собственное „я“. Вроде как ушли от советской эпохи, но вместо того, чтобы идти дальше, продолжаем по ней ностальгировать.

  5. Марксовцы отстояли свое имя города? Да все плевать в честь какого человека зовется их город. И на историческое наследие тоже плевать. Активная гражданская позиция? ню-ню…

    1. Разве можно так безразлично относиться к историческим и культурным ценностям города? Почему люди так безразличны к своей истории? А если жители решили оставить название города, то это их дело! Может, в этом и заключается активная жизненная позиция?

  6. Разве можно так безразлично относиться к историческим и культурным ценностям города? Почему люди так безразличны к своей истории? А если жители решили оставить название города, то это их дело! Сейчас нужно так же настойчиво отстаивать уникальный облик своего города и делать это легальным способом. Может, в этом и заключается активная жизненная позиция?

Добавить комментарий

прислать копию ответа.