Последнее время жители села Полековское наблюдают за тем, как в поселке неизвестные разбирают хозяйственные постройки — склады, машинотракторные мастерские, летний лагерь для скотины. Пайщики бывшего СХПК „Полековское“ не хотят, чтобы в селе наступила разруха, поэтому обратились в различные инстанции. В конце июня прошел сход жителей села, на который пришло практически все взрослее население.
Поселок находится почти в 60 километрах от районного центра. Несмотря на удаленность, здесь смогли сохранить всю социальную инфраструктуру. Сельчанам удалось отстоять школу-девятилетку, в населенном пункте работает медпункт, детский сад, есть даже магазины.
— Народ сюда потянулся из окрестных деревень, когда подвели газ, воду, заасфальтировали дороги, — вспоминает Владимир Кошельков, проработавший на ферме 30 лет. — До 90-х годов в животноводческой бригаде трудилось 40 человек, на полях работало 50 механизаторов. Когда совхоз приказал долго жить, землю разделили на паи, недвижимое имущество также было передано работникам коллективного хозяйства. Каждому пайщику выдали документ, подтверждающий право на его долю в общем имуществе. Тех, кто решил вести самостоятельное хозяйство, оказалось немного.
В течение десятилетия продолжалась череда реорганизаций сельхозпредприятия, за это время в кресле директора побывало с десяток человек. Наконец, в 2002 году после смены очередного руководителя, сельчане попытались самостоятельно найти инвестора. Местный предприниматель Борис Шарлапаев согласился взять в аренду земельные паи. На собрании бизнесмен пообещал, что не оставит людей без куска хлеба и будет вкладывать деньги в сельхозпроизводство.
По словам местных жителей, за последние годы в селе не появилось ни новых ферм, ни новой техники. Мало того, в последнее время в Полековское наведываются рабочие, которые ведут разбор производственных помещений. Все попытки сельчан узнать, почему и в какую сторону „перемещается“ недвижимое имущество пайщиков, успехом не увенчались.
— Чужаки уже разобрали машдвор, с помощью крана оставили летний лагерь для коров без стен и крыши, даже вагончик для сторожа увезли, — возмущается Людмила Сизоненко, местная жительница. — А ведь это были добротные постройки в хорошем состоянии, пусть и возведенные 35 лет назад. Многие сельчане участвовали в их строительстве в советское время.
Между тем краны и тяжелая техника еще не раз появлялись в Полековском. В течение нескольких лет из земли методично выкапывались трубы системы орошения. Жители села пытались обратиться с жалобами в районную прокуратуру. В надзорном ведомстве ответили — трубы мешают ведению земледельческих работ.
Обитатели поселка не стали ждать, когда очередь дойдет до коровников, зерновых складов и мехтока. Люди написали заявление на имя главы администрации Кировского муниципального образования. Жители потребовали приостановить разгром построек и провести сход жителей Полековского, в частности, пригласить арендатора пахотных земель Бориса Шарлапаева.
— Мы хотели услышать объяснения от предпринимателя — на каком основании недвижимое имущество „исчезает“ из села, — продолжает Людмила Сизоненко. — Также мы потребовали пригласить представителей местного отдела Росреестра, налоговой инспекции для разъяснения — каков статус недвижимого имущества и земельных участков, на котором ведутся сельхозработы, стоят ли они на кадастровом учете. К сожалению, специалисты данных ведомств не приехали в село. Борис Шарлапаев, сославшись на занятость, также не явился на сход.
Сельчане переживают: Полековское умирающим селом не назовешь, в последнее время молодые семьи здесь купили жилье на материнский капитал. Тем не менее, работы для мужчин не осталось. Главы семейств трудятся в основном в столице на стройках.
— В Полековском, действительно, есть проблемы с занятостью, — говорит Светлана Райкун, глава Кировского округа Марксовского района. — Что касается состояния хозяйственных построек, то машдвор был разобран. Но помещения принадлежат предпринимателю, поля отданы в аренду на 49 лет. Полековцы задавали на сходе вопрос, на законных ли основаниях коммерсант оформил в собственность объекты недвижимого имущества. Я думаю, что данную проблему стоит рассматривать в плоскости гражданско-правовых отношений, то есть обращаться в суд.
Мы попросили прокомментировать ситуацию Бориса Шарлапаева. Бизнесмен заявил, что ни о каком развале хозяйства речи быть не может. Постройки, в частности мастерская с пристройкой, оформлены в собственность. Соответствующий документ был представлен редакции. Прокуратура проводила проверку деятельности предприятия — представители надзорного ведомства нарушений не нашли.
Источник — газета „Телеграфъ“, Елена Горшко.